Водный туризм. Виды и снаряжение. Подготовка и особенности

Снаряжение и техника безопасности

Подготовка должна быть связанна не только с маршрутом, но и с туристским обмундированием.

Перед летним сплавом у туристов встаёт вопрос о сборе снаряжения

Не важно, опытный вы или новичок, знаете вы точно, какое снаряжение вам надо или нет, список понадобится всем: без него можно упустить что-то важное. К примеру, если забудете топор или армированный скотч, придётся экстренно думать, чем нарубить дрова или задраить дыру в сплавном средстве

В худшем случае придётся сойти с маршрута, ведь на нём вряд ли будут мастерские и магазины.

Мы собрали список из основного снаряжения с комментариями, почему оно необходимо. Особенно подробно рассказали, как подобрать одежду, чтобы не промокнуть и сохранить тепло. А в списке PDF можно даже отметить галочками то, что уже успели сложить.

Примеры подбора туристической байдарки

Планируя поход по реке, вам необходимо точно определить его продолжительность,  дистанцию и особенности речного русла, число участников и объем/вес необходимого снаряжения. Лишь зная это, получится правильно подобрать байдарку.

К примеру, имеем исходно-«походные» данные: двое взрослых туристов, сплав по Белой, месяц июнь, трехсуточный маршрут Старосубхангулово-Кутаново.

Учитывая погодную нестабильность июня, потребуется объемная экипировка (куртки, спальники, палатки и т.д.) на троих. Нужно проанализировать погодный прогноз на три «водных» дня, чтобы оценить потребность в «юбке», защищающей кокпит от дождя. Впрочем, взамен готового решения с байдарочной «юбкой», можно будет временно закрыться, к примеру, пвх-пленкой или непромокаемым тентовым полотном.

По вводным данным оптимальной моделью байдарки будет «Ермак-540» или «Хатанга-3». А наиболее удобной – Time Trial Ватерфлай 3 с надувными сидушками и просторным кокпитом.

Если же выбирается продолжительный маршрут по Белой, скажем, 155 километровый Кага-Кутаново – на двоих потребуется уже другая модель байдарки, более вместительная. В этом случае Хатанга-3 будет неудобна, так как из-за надувного дна имеет посредственную вместительность. Предпочтительнее будут модели либо «Хатанга-3 Travel», либо «Ермак-540»

Обратите внимание: на двоих при продолжительном туристическом сплаве рекомендуется именно трехместная лодка, т.к. в нее поместиться больше снаряжения. Что касается рекреационного туристического похода по реке для компании более трех человек, выбор судна зависит также от выделенного времени на сплав

Байдарка разовьет наибольшую скорость (к примеру, «Хатанга-3» или «Щука-3»), но ограничит в запасе снаряжения. А четырехместные рафт или катамаран позволят взять больше груза, однако их максимальная скорость вдвое ниже лодок байдарочного типа (зато они более маневренны, особенно рафты)

Что касается рекреационного туристического похода по реке для компании более трех человек, выбор судна зависит также от выделенного времени на сплав. Байдарка разовьет наибольшую скорость (к примеру, «Хатанга-3» или «Щука-3»), но ограничит в запасе снаряжения. А четырехместные рафт или катамаран позволят взять больше груза, однако их максимальная скорость вдвое ниже лодок байдарочного типа (зато они более маневренны, особенно рафты).

Если же ваш сплав планируется по достаточно глубоким рекам, озерам или водохранилищам где нет большой вероятности пропороть днище байдарок о камни на мелководье и требуется много грести по плесам или местам без течения, то обратите свой выбор на более быстроходные суда: каркасные и каркасно-надувные байдарки.

Впрочем, для неспешного туристического путешествия скорость – не главное. Можно даже просто идти по речному течению, слегка поправляя курс веслами.

Снаряжение и техника безопасности

Подготовка должна быть связанна не только с маршрутом, но и с туристским обмундированием.

Взять с собой следует такие вещи:

  1. Снаряжение для организации места отдыха, палатка, спальник и все нужное для ночлега.
  2. Костюм, который будет поддерживать температуру тела в холодной воде.
  3. Обувь должна быть правильно подобрана. Есть два вида выхода из такой ситуации. Можно воспользоваться носками из материала, который называется неопрен и на них надеть обычные кеды. Либо нужно будет купить сапоги неопреновые. Но как показывает практика такие сапоги прослужат гораздо меньше чем кеды.
  4. Кофта с длинным рукавом на термической основе.
  5. Штаны и куртка, непромокаемые и лёгкие. Что-то наподобие дождевика.
  6. Перчатки. Это очень важный вид снаряжения. Лучше всего брать перчатки без пальцев из неопрена.
  7. Шлем для защиты головы.
  8. Подшлемник. Лучше всего, если он будет как бы слитный и закрывать ещё область шеи.
  9. Спасательный жилет, без него ни один инструктор, так же как и без шлема просто не имеет права вас выпустить на маршрут.
  10. Нож для экстренных случаев.
  11. Страховой канат с карабином.
  12. Зажигалка или спички. Но это самое первое правило для всех туристов. А так как спуск по воде, то упаковать их нужно в упаковку, которая не промокнет.

И после того как выбран маршрут и подготовлено все снаряжение водный туризм можно начинать. Увлекательное и невероятное путешествие по просторам России запомнится надолго. Развитие водного туризма в России очень продвинулось в последние годы и динамично развивается с каждым днём всё больше.

0 0 голоса

Рейтинг статьи

Распределение обязанностей между участниками группы

В любом деле обязательно должен быть руководитель, поэтому перед началом похода необходимо выбрать руководителя. Чаще всего это бывает наиболее опытный человек, но ни в коим случае это не является правилом. Этот вопрос решает сама группа.

В обязанности руководителя разработка маршрута, подготовка снаряжения, закупка продуктов питания и в конечном итоге он несет ответственность за каждого участника группы. Поэтому руководитель должен стараться учитывать интересы всех участников похода, но по организационным вопросам окончательное решение, как правило, принимает он.

В состав группы должен входить: завхоз, который занимается распределением продуктов питания, медик — оказывает первую медицинскую помощь, ремонтник — выполняет текущий ремонт туристического снаряжения, а также летописец, фотограф и др. Такие должности, не являются обязательными при походах до 4-х дней, хотя и не окажутся лишними. Но в длительных походах без них не обойтись. Распределение обязанностей между участниками похода в значительной мере облегчает проведение похода, ведь каждый из участников отвечает за порученный участок работы.

Подготовка и организация лыжного похода

Чтобы насладиться отдыхом и вернуться домой в добром здравии, организуйте свой поход правильно. Сначала определитесь, для чего вы надеваете лыжи. Это может быть неспешная лыжная прогулка, ради любования окружающими красотами, подледная ловля, охота или спорт. Цель вылазки определяет:

  • количество съестных припасов и воды;
  • содержимое аптечки;
  • составляющие лыжной экипировки;
  • необходимость горнолыжного снаряжения.

Для планирования пунктов остановок подойдет топографическая или цифровая карта (как вариант, Google Earth Pro). Спутниковая карта позволит оценить вид рельефа, рассмотреть удобную, сокращающую маршрут дорогу. Обозначайте ориентиры, места привалов и ночевок, если таковые предусмотрены походом. Рассчитайте время, которое потребуется на преодоление того или иного отрезка пути.

Хорошо бы прошерстить просторы Всемирной паутины, изучить дневники путешественников, бывавших в местах предстоящего похода. Это позволит подобрать наиболее подходящее лыжное снаряжение, ускорит передвижение, снизит риск форс-мажорных ситуаций.

Определившись с маршрутом, определите уровень сложности маршрута. К наиболее экстремальным регионам относят:

  1. Якутию.
  2. Чукотку.
  3. Урал.
  4. Алтай.
  5. Восточный Саян.
  6. Прибайкалье.
  7. Забайкалье.
  8. Камчатку.
  9. Таймыр.

Перечисленные регионы требуют выносливости, уверенности в своих силах, безукоризненной проработки маршрута, подбора подходящего снаряжения. Так что неопытному лыжнику лучше воздержаться от одиночного похода.

Путь следования должен быть непрерывным и мягким, с минимальным количеством радиальных выходов. Помните о равномерном распределении нагрузок и естественных препятствий.

Без правильного снаряжения далеко не уедешь, причем в прямом смысле. Теплая, не сковывающая движений одежда защищает от переохлаждения, а туристические приспособления защищают от климатических «форс-мажоров», помогают приготовить еду, делают путешествие максимально легким и безопасным.

Особенности организации лыжных походов

Чтобы экстремальный вид спорта принес позитивные эмоции, а не травмы или проблемы со здоровьем, акцентируйте усилия на следующем:

  • сбор продовольственного запаса;
  • выбор снаряжения с учетом цели похода, рельефа и других особенностей маршрута;
  • ознакомление с картой местности (не оставляйте без внимания ближайшие населенные пункты, труднопроходимые участки, особенно в горах, скорость и темп передвижения);
  • определение тактики в соответствии с классификацией маршрута, технической сложностью перевалов;
  • подбор группы для лыжного туризма, если поход продлится больше суток (каждый член команды физически развит, вынослив);
  • тренировки для проработки возможных трудностей.

Хорошо, если каждый член команды отвечает за определенные обязанности: оказывает первую помощь, ремонтирует, указывает направление, готовит обед и т. д.

Как показывает практика, группа, собранная из незнакомых друг с другом людей, оказывается более сплоченной. Если предстоит длительное путешествие, отшлифовать технику катания и отточить навыки владения лыжным инвентарем помогут походы выходного дня.

Опасности при сплаве

Наибольшую опасность представляют долины, в которых отсутствуют пойменные береговые террасы. В них ложе переходит сразу в крутые склоны, поднимающиеся вверх.

Помимо этого, опасность для водных походов представляют каньоны рек и ущелья с берегами, имеющих вид бомов. Под последними понимают скалы с уходящими под воду вертикальными стенами. Они особо опасны при повороте реки.

Если ложе реки образовано из обнаженных коренных пород, представляющих собой грани скал, то оно также опасно для передвижения.

При изучении долины и ложа реки особое внимание нужно уделять хребтам, отрогам, поскольку здесь возможна встреча бомов, водопадов, выхода коренных пород, теснин, а также для таких мест характерна максимальная скорость течения для реки. Если последняя превышает 14-15 км/ч, то судно не подходит как сплавсредство, здесь могут применяться плоты

Чем ниже уровень подготовки группы, тем меньшая скорость реки должна быть выбрана для осуществления похода. Для начального уровня она не должна превышать 5 км/ч.

Чем больше уклон реки, тем большая ширина должна быть у судна. Водные походы и обеспечение безопасности на воде неразрывно связаны между собой.

Разновидности водного туризма

По большому счету, эта разновидность активного отдыха подразделяется на два крупных сегмента, включающих в себя несколько подвидов. Это: сплавной водный туризм и яхтинг (парусный водный туризм).

Что касается общих моментов, то каждая из этих разновидностей — на своего любителя. Сплавной туризм придется по душе сильным и рисковым людям, любящим испытать удаль молодецкую (или доказать что количество прожитых лет — еще не повод списываться «в утиль») и хорошенько пощекотать нервы. Яхтинг требует значительно меньших затрат сил и проявлений сноровки, но и его тоже нельзя назвать занятием для ленивых, так как этот вид путешествия по водоемам требует и определенных навыков, и серьезной подготовки.

Кстати, именно насущная надобность всерьез готовиться объединяет обе разновидности водного туризма. Как и необходимость не забывать ни на секунду, что вода не прощает легкомыслия и напрочь не приемлет надежду на «авось».

Сплавной туризм включает в себя рафтинг и сплав на байдарках, каноэ, каяках и катамаранах. Рафтинг — сплав по бурным водоемам (обычно — горным рекам) на специальных надувных лодках — рафтах. В зависимости от разновидности рафта для управления им нужно от двух до шести человек. Следовательно этот вид водного туризма — исключительно коллективный. Как и спав на катамаранах — двухкорпусных судах, которыми управляет экипаж, состоящий минимум из двух человек, максимум (на наиболее распространенных моделях) — восьми.

Байдарки, каноэ и каяки бывают одно- и двухместными. Эти сплавные суда более маневренны. Однако нельзя сказать, что они сложнее в управлении, чем рафты или катамараны. Управление сплавными плавсредствами всех типов требует и соответствующей физической подготовки, и крепких нервов, и определенных навыков.

Яхтинг — более спокойный вид водного туризма, но при этом более дорогой и более хлопотный. Модельный ряд сплавных плавсредств варьируется от бюджетных до элитных и брендовых. Причем, с весьма значительным различием цен, позволяющим даже при невысоких доходах скопить деньжат на недорогой но приличный рафт или на неплохую байдарку. А вот яхтинг даже в его самых недорогих разновидностях, скорее всего, превзойдет по расходам или в лучшем случае будет сопоставим по этому параметру со сплавным туризмом элит-уровня.

Яхтинг — это и расходы на покупку или на строительство по индивидуальному заказу судна, расходы на причал для него, на место для хранения в межсезонье, на оплату сбора, связанного с получением прав на яхтовождение, а также на ряд других сборов, индивидуальных для той или иной местности. Кроме того, расходы на ремонт любой яхты существенно превосходят затраты на сопоставимый по сложности ремонт сплавного судна.

Потому желающим заняться яхтингом нужно в первую очередь ответить для себя на вопрос о том, «потянут» ли они финансово такое увлечение, а при утвердительном ответе выбрать разновидность судна, получить необходимый пакет документов и выучить внутренние и международные правила, регламентирующие перемещения по водным объектам на яхтах. Да, наличие правил, которые необходимо знать — одна из особенностей яхтинга.

Залог удачного и доставляющего удовольствие путешествия на яхте — умение человека управляться с парусом. Потому нужно быть готовым еще и к тому, что придется потратить некоторое время и определенную сумму денег на занятия с инструктором.

Для похода в лес

Отправляясь в лесное туристическое путешествие, к классическому набору (рюкзак, палатка, коврик) добавьте:

  1. Раскладной нож.
  2. Туалетная бумага.
  3. Пару зажигалок, спички.
  4. Дождевик (если клеенчатый, возьмите несколько, ведь в лесу много веток и изделие быстро выйдет из строя).
  5. Теплые вещи (даже если вы заблудитесь в лесу или возникнет необходимость ночевки, предусмотрительно прихваченные теплая флиска, штаны и шапочка спасут от переохлаждения).
  6. Деньги (если забредете слишком далеко и выйдете в незнакомом поселении, деньги на автобус или такси не помешают).
  7. Бельевая веревка (выручит, если повредится обувь или другое снаряжение).
  8. Средство от укуса насекомых (положите в личную аптечку).
  9. Телефон и пару пауэрбанков.

Не отправляйтесь в лесную прогулку с неподъемной заплечной сумкой. Все необходимое туристическое снаряжение легко уместится в небольшой городской рюкзак.

Что надо учитывать при планировании дороги

К разработке или выбору маршрута нужно подходить с наибольшей ответственностью.

Предлагается либо изучить готовые варианты, используя доступные источники, либо составить путь самостоятельно, внимательно ознакомившись с картой местности и водоёма.

При разработке маршрута учитывают:

  1. Цель путешествия.
  2. Протяженность.
  3. Численность группы.
  4. Начальную точку и точку отправления.
  5. Продолжительность.
  6. Наличие на пути всех имеющихся препятствий, таких как мосты, лесосплавы, пороги, плотины.

Препятствием при водном спуске или сплаве по реке могут являться пороги, перекаты, различные мосты, плотины, дамбы. Порогом считается определенная дистанция реки с резким изменением угла и скорости течения. Перекат — это надводная преграда, такие как отмели на берегах, завалы и мосты и т.д.

Фото 2. Пример маршрута на 72 км для сплава по реке Дон. Точка отправления — станица Казанская.

Главной целью водного туризма можно считать прохождение определенного маршрута с определенными препятствиями. Сложность препятствий изменяется пропорционально полученному опыту. Чем больше опыта имеет человек, тем теснее водный туризм граничит со спортивным.

Внимание! В данной категории туризма регистрация своего маршрута является обязательной с целью безопасности и отчетности (к примеру, в специализированных органах туризма)

Категории сложности: как выбрать наиболее пригодную?

Водные маршруты на международном уровне и в России подразделяют на 6 категорий сложности. Обозначают категории римскими и арабскими цифрами соответственно.

Международная классификация приведена в таблице.

Категория сложностиХарактеристика препятствий
I (лёгкий)Быстрое течение с небольшими преградами. Количество препятствий минимально.
II (начинающий)Широкое русло с прямыми порогами, камнями и валами. Прохождение преград простое, не требующее предварительной разведки.
III (средний)Умеренный уровень сложности, встречаются большие валы, бочки, воронки.
IV (сложный)Мощное течение, высокое количество порогов. Необходима предварительная разведка. Требует точного маневрирования.
V (очень сложный)Протяженный и наполненный преградами участок реки. Встречаются большие сливы, воронки. Требуется специальное снаряжение и большой опыт, также наличие страховки.
VI (экстремально сложный)Непроходимые или пройденные всего несколько раз препятствия. Высокий риск (смертельный) при прохождении, требуется достаточный уровень воды, обязательная страховка и доскональное изучение маршрута.

Российская классификация схожа с международной и представляет характеристику российских рек, шестая категория сложности в России может быть представлена дополнительным пунктом для сверхтрудных преград.

Правила безопасности

  1. Члены экипажа должны уметь плавать;
  2. У каждого участника маршрута должна быть каска, спец. обувь и спасательный жилет;
  3. На замыкающем судне находится аптечка и ремонтные инструменты;
  4. Во время движения соблюдается дистанция между экипажами, внимательно воспринимаются указания первого судна;
  5. Об опасности сигнал подается криком или веслом;
  6. При перевороте необходимо плыть перпендикулярно течению к ближайшему берегу;
  7. В случае попаданияв водоворот следует нырнуть на глубину, чтобы оказаться под водяным вихрем, уплыть подальше от водоворота и затем вынырнуть и двигаться к берегу.

При прохождении водного маршрута запрещается:

  1. Сплавляться ночью, в шторм;
  2. Плыть спиной вперёд;
  3. Отклоняться от движения группы без указания первого экипажа;
  4. Вставать в полный рост, перемещаться с места на место.

Разновидности водного туризма

По большому счету, эта разновидность активного отдыха подразделяется на два крупных сегмента, включающих в себя несколько подвидов. Это: сплавной водный туризм и яхтинг (парусный водный туризм).

Что касается общих моментов, то каждая из этих разновидностей — на своего любителя. Сплавной туризм придется по душе сильным и рисковым людям, любящим испытать удаль молодецкую (или доказать что количество прожитых лет — еще не повод списываться «в утиль») и хорошенько пощекотать нервы. Яхтинг требует значительно меньших затрат сил и проявлений сноровки, но и его тоже нельзя назвать занятием для ленивых, так как этот вид путешествия по водоемам требует и определенных навыков, и серьезной подготовки.

Кстати, именно насущная надобность всерьез готовиться объединяет обе разновидности водного туризма. Как и необходимость не забывать ни на секунду, что вода не прощает легкомыслия и напрочь не приемлет надежду на «авось».

Сплавной туризм включает в себя рафтинг и сплав на байдарках, каноэ, каяках и катамаранах. Рафтинг — сплав по бурным водоемам (обычно — горным рекам) на специальных надувных лодках — рафтах. В зависимости от разновидности рафта для управления им нужно от двух до шести человек. Следовательно этот вид водного туризма — исключительно коллективный. Как и спав на катамаранах — двухкорпусных судах, которыми управляет экипаж, состоящий минимум из двух человек, максимум (на наиболее распространенных моделях) — восьми.

Байдарки, каноэ и каяки бывают одно- и двухместными. Эти сплавные суда более маневренны. Однако нельзя сказать, что они сложнее в управлении, чем рафты или катамараны. Управление сплавными плавсредствами всех типов требует и соответствующей физической подготовки, и крепких нервов, и определенных навыков.

Яхтинг — более спокойный вид водного туризма, но при этом более дорогой и более хлопотный. Модельный ряд сплавных плавсредств варьируется от бюджетных до элитных и брендовых. Причем, с весьма значительным различием цен, позволяющим даже при невысоких доходах скопить деньжат на недорогой но приличный рафт или на неплохую байдарку. А вот яхтинг даже в его самых недорогих разновидностях, скорее всего, превзойдет по расходам или в лучшем случае будет сопоставим по этому параметру со сплавным туризмом элит-уровня.

Яхтинг — это и расходы на покупку или на строительство по индивидуальному заказу судна, расходы на причал для него, на место для хранения в межсезонье, на оплату сбора, связанного с получением прав на яхтовождение, а также на ряд других сборов, индивидуальных для той или иной местности. Кроме того, расходы на ремонт любой яхты существенно превосходят затраты на сопоставимый по сложности ремонт сплавного судна.

Потому желающим заняться яхтингом нужно в первую очередь ответить для себя на вопрос о том, «потянут» ли они финансово такое увлечение, а при утвердительном ответе выбрать разновидность судна, получить необходимый пакет документов и выучить внутренние и международные правила, регламентирующие перемещения по водным объектам на яхтах. Да, наличие правил, которые необходимо знать — одна из особенностей яхтинга.

Залог удачного и доставляющего удовольствие путешествия на яхте — умение человека управляться с парусом. Потому нужно быть готовым еще и к тому, что придется потратить некоторое время и определенную сумму денег на занятия с инструктором.

История водного туризма в России

В послевоенные годы отрасль начала активно развиваться, причём как плановая, так и самодеятельная. Водный туризм – это исключительно советский феномен.

Период «оттепели»

В 60-е годы, период так называемой «оттепели», поездки «за туманом и за запахом тайги» стали особенно популярными. В то время появилось много талантливых бардов, чьи песни до сих пор звучат у костра. Ну и легендарная каркасная байдарка «Таймень», которая долго оставалась королевой туризма. С ее помощью советские водники принялись активно осваивать реки, которых в Союзе было предостаточно: от простых лесных речушек, характерных для равнинной части страны, до грозных ревущих потоков, прорезающих извилистый путь в горных отрогах.

Эпоха катамаранов

Сложные маршруты представляли немалый интерес, но для байдарок всё же были непроходимы, и в 70-е годы появился первый спортивный катамаран. Его создатель – москвич Сергей Папуш. Судно прошло испытания сложнейшими реками Советского Союза и показало себя только с лучшей стороны. Первоначальная конструкция с тех пор претерпела множество изменений и сейчас катамаран является, пожалуй, самым любимым средством для сплавов в нашей стране. Идея Папуша получила развитие во всех направлениях.

Зарубежные аналоги наших байдарок и катамаранов – каяк и рафт. Каяки у нас появились немного позже рафтов. Суда постепенно начали осваиваться, правда, с различным успехом. Дело в том, что ниша маломерной спортивной лодки до появления каяка не была занята: пластиковая одноместная лодка, в отличие от каркасной байдарки, позволяет опытному спортсмену проходить даже довольно трудные пороги.

С рафтом ситуация оказалась немного сложнее – ниша тоннажного многоместного плавсредства оказалась занята катамараном. Разборное судно отлично подходило для транспортировки и хорошо вело себя на любой воде, к тому же многие научились шить их самостоятельно. Коммерческих у нас поначалу попросту не было, и рафты появлялись лишь на соревнованиях.

Современный водный туризм

После распада СССР для отрасли настал переломный момент. Он лишился финансирования со стороны государства, многие кружки и секции закрылись, а их участникам пришлось на время отложить регулярные походы и бороться с трудностями 90-х.

Однако, у медали была и обратная сторона: самые изобретательные научились самостоятельно шить катамараны и байдарки из подручных средств, даже из тентов грузовиков, изменяя и совершенствуя существующие конструкции.

Стал доступен опыт зарубежных коллег, появилось новое снаряжение и материалы, поэтому, как только кризисный период миновал, водный туризм в России начал быстро развиваться. Появилось новое поколение водников, выросшее на традициях старой школы с её походами и спортивностью, но вносящее в них современные мотивы, такие как соревнования, использование нового снаряжения и судов.

Яхтинг

Водный туризм включает аристократичный и овеянный романтикой веков парусный спорт. Его поклонников объединяют многочисленные яхт-клубы. Путешествие на яхте – это:

  • комфорт и безопасность;
  • активный отдых;
  • самостоятельные маршруты.

Из разновидностей яхтинга можно выделить несколько основных форматов, наиболее востребованных у новичков:

  • самым распространенным является круиз на паруснике – прибрежные путешествия в летний сезон;
  • любительская регата относится к начальной категории спортивного яхтинга – ее участники должны иметь определенные навыки;
  • в полупрофессиональных соревнованиях участвуют любители, уже наработавшие некоторый опыт в парусном спорте.

Профессиональный яхтинг входит в водные виды спортивного туризма. Им занимаются квалифицированные специалисты, регулярно участвующие в международных парусных гонках.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий