Как выбрать лучший циклокроссовый велосипед

Особенности циклокроссовых велобайков

Несведущий любитель вполне может перепутать циклокроссовый велобайк с шоссейным. Действительно, издалека они выглядят практически идентично. Однако опытный райдер моментально увидит ряд существенных отличий. Циклокроссовый вариант создан для передвижения не только по шоссе, но и по пересеченной местности, поэтому неудивительно, что ряд деталей дня него позаимствовано у маунтинбайка.

Это:

  • широкие колеса, благодаря которым велокроссовый байк приобретает отличную проходимость;
  • миниатюрные передние звезды позволяют значительно увеличить клиренс;
  • большой диаметр задних звездочек предоставляет циклокроссу возможность легко справляться с крутыми подъемами;
  • дисковые или кантилеверные тормоза обеспечивают мгновенную остановку транспортного средства. Производители предлагают их механический и гидравлический варианты;

Многие райдеры предпочитают комплектовать свой «болид» контактными педалями.

Однако ряд конструктивных особенностей делают циклокроссовый велосипед уникальным, позволяя уверенно выделить его среди прочего велотранспорта:

отсутствие амортизатора на передней вилке, что дает возможность не терять мощность и скорость;
дополнительные тормозные ручки, которые устанавливаются на верхнюю часть руля, позволяют сохранять маневренность и управляемость даже на самых сложных участках трассы;
укороченная верхняя часть рамы

Эта конструкционная особенность также обеспечивает его отличной управляемостью, а также позволяет удобно переносить при необходимости на плече;
повышенная жесткость рамы позволяет оптимально передавать усилие, что особенно важно при участии в гонках. Использовать данную велотехнику исключительно для езды по асфальту не рекомендуется, так как передвижение на ней будет не слишком комфортным;
высокое положение каретки обеспечивает транспортному средству повышенную проходимость и уверенное вхождение в поворот, позволяя не задевать при этом трассовое покрытие;
относительно небольшой вес гарантирует уверенное поведение велобайка при подъеме на возвышенности.. Циклокроссовый велосипед может быть изготовлен из алюминия, стали, карбона, хромомолибдена и титана

Байки, изготовленные из карбона и титана, являются более легкими и прочными, что позволяет их обладателям уверенно выигрывать гонки. Стальные и алюминиевые модели предпочитают начинающие любители велокросса. Они также обладают высокой прочностью и относительной легкостью, однако их недолговечность, особенно в местах сварных швов, потребует регулярных ремонтов

Циклокроссовый велосипед может быть изготовлен из алюминия, стали, карбона, хромомолибдена и титана. Байки, изготовленные из карбона и титана, являются более легкими и прочными, что позволяет их обладателям уверенно выигрывать гонки. Стальные и алюминиевые модели предпочитают начинающие любители велокросса. Они также обладают высокой прочностью и относительной легкостью, однако их недолговечность, особенно в местах сварных швов, потребует регулярных ремонтов.

Specialized

Спеши имеют очень широкую линейку дорожных велосипедов. За дивизион разделок выступает Shiv Expert

Аеро шоссе представляет S-Works Venge ViAS, велосипед самого Петера Сагана

S-Works Tarmac Disc представляет собой классическую шоссейную групповую ракету, очень жесткий и легкий. Кстати, раньше грейвелы и СХ можно было определить по дисковым тормозам. Сейчас, как видим, эти тормоза можно найти даже на топовых истинно-шоссеных велосипедах.

Ендуранс от Спеша был назван на честь самой известной брусчаточной гонки — Roubaix, и в 2017 году он получил существенное изменение принципа амортизации, а именно пружинный механизм в руле. Надеемся, что выпадет возможность сделать на него большой обзор, очень интересный велосипед.

Спешовский грейвл называется Diverge и у нас на рынке он пользуется хорошим спросом, приятная цена способствует.

А вот прекрасная туринговая Sequoia, неизвестно, доберется ли до наших краев вообще. А жаль, чудная хромолевая рама, геометрия и куча креплений для внешней навески…

Один из циклокроссовых CruX уже даже на киевских гонках светится, яркий велосипед.

Ну и замыкает спешовское шествие простой и изящный трековый Langster

Все важные черты вышеобозначенных велосипедов мы внесли в отдельную таблицу, для удобства анализа отличий. Туда вошла информация о покрышках, трансмиссии и геометрии. Для корректности сравнения, мы брали все велосипеды в размере М (54), а если такого в природе не существовало, то максимально близкий по цифрам. Ах, да, для понимания, что такое рич, длинна перьев и прочего — держите картинку.

Рейтинг циклокроссовых велосипедов

В этом рейтинге представлены наилучшие циклокроссовые велосипеды. Критерии, предъявленные к байкам: насколько он универсален, какими скоростными характеристиками обладает, качество комплектующих, привлекательность внешнего вида.

  1. На первом месте рейтинга циклокроссов — Specialized CruX Elite Disc Apex

Вряд ли вы найдёте у этого байка недостатки. Быстрота и динамичность обеспечиваются лёгкой рамой и агрессивной геометрией. Вы сможете с лёгкостью переключать передачи на велосипеде благодаря качеству комплектующих. Ваша уверенность при торможении даже в сложных погодных условиях гарантирована дисковыми тормозами. Тросики от повреждения предохраняет внутренняя прокладка, она же придаёт аккуратность внешнему виду велосипеда. Удобные «ручки», предусмотренные разработчиками, помогут на сложных участках маршрута с лёгкостью поднять и перенести велосипед. Каждая поездка на этом велосипеде непременно принесёт удовольствие.

Specialized CruX Elite Disc Apex

  1. Второй — Surly Cross Check

Отличительные черты модели — надёжность и качество. Салатовый цвет делает этот велосипед одним из самых ярких в рейтинге. Cross Check — самый простой и универсальный байк в этом списке. Компания Surly позволяет модернизировать его различными способами. Если вы собрались на небольшую велопрогулку — будет намного комфортнее и полезнее с передним багажником, установка которого также предусмотрена.

Surly Cross Check

  1. Третий — Cannondale CAADX Disc Ultrega

Одним из наиболее универсальных байков в этом списке является Cannondale CAADX. Гоночная геометрия позволяет комфортно перемещаться в черте города. Байк оборудован качественной трансмиссией Shimano. С помощью дисковых тормозов вы всегда можете чувствовать себя уверенно, даже в случае ухудшения погоды качественное торможение гарантировано. Благодаря этому универсальному велосипеду вы сможете с высокой скоростью и комфортом передвигаться как по трассе, так и по грунтовке.

Cannondale CAADX Disc Ultrega

  1. Далее — Giant TCX 1

Вы без труда перенесёте свой байк на плечах, потому что у него предусмотрена высокая верхняя труба на лёгкой алюминиевой раме ALUXX SL. За счёт карбоновой вилки вибрация практически отсутствует. Чёткость в переключении передач обеспечивается трансмиссией SRAM Rival, что поможет вам стать победителем в соревнованиях. Giant TCX 1 способен с уверенностью справиться с трассой любой сложности. Эта модель однозначно заслуживает внимания.

Giant TCX 1

  1. И, наконец, Trek CrossRip Elite

Наименование циклокросса говорит само за себя. CrossRip Elite — это одна из наиболее универсальных моделей компании Trek. Вы сможете на нём целый день ездить с комфортом как по грунтовке, так и по шоссе. Для удобства предусмотрена установка багажника и крыльев. Плавность переключения передач обеспечена манетками Shimano Sora STI. Благодаря механическим дисковым тормозам Hayes CX5 вы будете уверены в торможении при любых погодных условиях.

Trek CrossRip Elite

Циклокросс как вид гонки

Все большую и большую популярность стали завоевывать циклокроссовые велосипеды. Что же они собой представляют и для чего были созданы? Изначально циклокросс считался одним из видов гонок, в котором принимали участие велосипеды и мотоциклы. Трасса – это замкнутое кольцо протяженностью не более трех с половиной километров. Обычно состязания по такому виду гонки планируются на конец осени и начала зимы. Это неспроста. Трасса сама по себе очень сложная: в ней присутствует грязь по колено, участки с травой, ловушки с песком и прочие природные преграды. В основном все эти “сюрпризы” разрабатываются и создаются человеком вручную, так можно регулировать уровень сложности. Чтобы успешно выступать на таких трассах, нужно иметь очень надежный велосипед, который не подведет в решающий момент. Одни из таких – циклокроссовые велосипеды. Итак, как же выглядят такие байки, каковы их отличия и преимущества?

Циклокросс, что это такое. Циклокроссовые велосипеды

Циклокросс или велокросс – это уникальный вид спорта, в котором спортсмены проезжают на велосипедах короткую кольцевую гонку с препятствиями. Этот вид спорта требует от участников умения преодолевать различные технические элементы. Препятствия могу быть как естественными, например, корни деревьев, рвы, холмы, так и искусственными, например, небольшие стенки до 50 см в высоту. Циклокросс — это смесь из двух видов спорта: велоспорта и бега. Спортсмены часто спешиваются с велосипедов для преодоления препятствий и им приходится бежать с ними на плече или в рука.

Разгар сезона по циклокроссу – осенью и зимой, поэтому визитной карточной этого вида спорта является грязь и снег.

Этот вид спорта пользуется огромной популярностью в таких странах, как:

Что позаимствовал циклокросс у модели МТБ?

Итак, от МТБ циклокроссовой модели велосипеда достались:

  • Широкие покрышки – для лучшей проходимости;
  • Большие задние звезды – возможности заезда в крутые подъемы;
  • Маленькие передние звезды – для увеличения клиренса велосипеда;
  • Дисковые тормоза – обеспечивают высокую эффективность торможения;
  • Специальные контактные педали.

Какие элементы достались циклокроссу от шоссейника?

С далека можно легко спутать циклокроссовый и шоссейный велосипед, потому что они имеют такие схожие элементы, такие как:

  • Рама.
  • Руль.
  • Колеса.

В циклокроссах установлены колеса диаметром 28 дюймов. Такой же размер используется и на шоссе. Кроме этого вилка без амортизатора, благодаря чему прикладываемая мощность велосипедистом не теряется. И главным сходством можно считать руль-баран, на который намотана специальная обмоткой и на него установлены классические шоссейные тормозные ручки.

Индивидуальные особенности велосипеда циклокроссовой модели

Основные особенности циклокроссовых велосипедов:

  • Дополнительные тормозные ручки.
  • Укороченная верхняя труба рамы.
  • Небольшие передние звезды.
  • Большой зазор между рамой и колесами.

Одной из интересных особенностей можно считать дополнительные тормозные ручки, которые устанавливают на верхнюю часть руля для удобства управления на технически сложных участках трассы. Также к индивидуальным особенностям циклокроссовой модели относится укороченная верхняя труба рамы, благодаря чем велосипед становится более управляемый.

Кареточный узел находится выше, чем у шоссейной модели, что обеспечивает лучшую проходимость через препятствия. В циклокроссовых велосипедах используют две передних звезды: большую на 48 зубьев, а маленькую на 34, в отличие от шоссейных 53 и 39, соответственно. Также в велосипедах увеличен зазор между рамой (вилкой) и колесами, чтобы там не скапливалась грязь и ее можно было легко убрать.

Сравнительный анализ ЦК и МТБ

Итак, вот мы и разобрались, какие имеет сходства и различия циклокроссовый велосипед с маунтинбайком, поэтому сравним их по другим характеристикам, таким как:

  • Стоимость. Цена на гоночный МТБ может достигать 10 тысяч долларов, при этом циклокроссовые модели стоят дешевле. В первую очередь – это связано с отсутствием дорогостоящей вилки с амортизатором.
  • Вес. Средний вес гоночного МТБ около 8000 — 8500 гр., а циклокросс с лучшим оборудованием может весить 7000 – 7500 гр. Вес велосипеда – ключевой фактор при езде в гору, но после веса гонщика.
  • Проходимость. Проходимость МТБ и ЦК можно считать примерно одинаковой, потому что на обоих велосипедах установлены покрышки с широким протектором.
  • Универсальность. В этом плане циклокросс выигрывает у МТБ, потому что, установив на него узкую резину на нем можно не только эффективно тренироваться на шоссе, но и участвовать в соревнованиях.

Сходства и различия циклокросса и других моделей

От шоссейника и горного велосипеда циклокросс взял все самое лучшее, чтобы получить хорошую управляемость в сочетании с высокой проходимостью.

Циклокросс – велосипед, предназначенный для быстрого перемещения по бездорожью, грязи, снегу, песку. Внешне он схож с шоссейным, однако рама кроссового байка имеет особенности в геометрии, которые обеспечивают большую маневренность, возможность комфортной переноски. Об этом написано выше.

Циклокросс выбирают для:

  • участия в гонках по пересеченной местности;
  • поездок по дорогам со сложным грунтом и покрытием, грунтовкам;
  • езды по проселочным, лесным дорогам.

Этот байк не пригоден для скоростных шоссейных соревнований и тем, кто любит скоростную езду.

Особенности циклокросса:

  • большие грязевые зазоры в вилке и перьях;
  • высоко поднятая каретка относительно земли;
  • другой тип тормозов, в отличие от шоссера;
  • более острый угол наклона рулевого стакана;
  • широкие шины для хорошего сцепления с поверхностью;
  • тросы тормозной системы и трансмиссии расположены внутри рамы.

Шоссейный велосипед

Шоссейный велосипед предназначен для езды по твердым, асфальтированным дорогам на высокой скорости. В этом классе модели различаются между собой геометрией рамы, в зависимости от того, как шоссер будет использоваться: для затяжных подъемов, длинных дистанций или гонок на время. Однако в отличие от циклокросса:

  • наклон рулевого стакана будет с меньшим углом;
  • каретка опущена максимально низко. Нет необходимости спасать её от чрезмерной грязи;
  • короткая колесная база;
  • тормоза дисковые или ободные;
  • вилка с минимальным грязевым зазором.

Что лучше циклокросс или шоссейник?

Однозначный ответ найти сложно, так как циклокросс и шоссейник используются в разных условиях, по разным дорогам. Чтобы выбрать между этими моделями, необходимо определиться, где и как будет использоваться велосипед.

Гравийные велосипеды

По характеристикам гравийный велосипед – среднее между шоссером и циклокроссом. Внешне он похож на скоростной велосипед с широкими покрышками. На нем спокойно можно свернуть с асфальтовой дороги на проселочную дорогу без большой потери скорости.  

Геометрия рамы – что-то среднее между кроссовым и шоссейным байком, также средние показатели имеют наклон стакана руля, колесная база и положение каретки. Вилка выполнена с большим грязевым зазором и возможностью установки покрышек большого размера. 

Отличительная особенность – возможность крепления дополнительных приспособлений для перевозки багажа, крепления бутылочек и прочих.

Что выбрать?

Каждый выбирает велосипед по своему назначению. Однако если стоит выбор гравийный или циклокросс, то стоит задать себе вопрос: я буду больше катать как любитель, с возможностью перевозить какие-то грузы или получить победу в гонках по бездорожью?

Горные велосипеды

Горный велосипед отличается от вышеперечисленных максимальной универсальностью. На нем одинаково комфортно ездить по грунтовым, горным дорогам, пересеченной местности и шоссе. Он отличается тем, что на него можно установить широкий диапазон покрышек, обеспечивающих необходимое сцепление с той поверхностью, где будет катать велосипед. Кроме этого, горный велосипед отличает:

  • прочная, компактная рама;
  • амортизационная вилка;
  • наличие подвески на обоих колесах, реже на одном;
  • каретка расположена на уровне втулок колес;
  • колеса с двойным ободом.

Все вместе позволяет использовать маунтинбайк под разные стили езды: прогулки, кросс-кантри, эндуро, фрирайд, олл-маунтин и даунхилл. Создавать модели для женщин, мужчин, детей.

Что взял циклокросс у модели маунтинбайка

Чтобы циклокросс был более управляем и проходим при езде по пересеченной местности с разным грунтом, инженеры позаимствовали для него некоторые детали от маунтинбайка:

  • большие, широкие шины для большей площади контакта с грунтом;
  • увеличенные задние звездочки, с помощью которых облегчается подъем на крутые подъемы;
  • маленькие передние звездочки обеспечивают высокий клиренс;
  • надежные дисковые тормоза;
  • контактные педали, позволяющие не скользить ноге во время езды.

Что такое циклокросс

Циклокроссом или велокроссом называют разновидность велоспорта, который заключается в скоростном преодолении спортсменом проложенной по бездорожью трассы. Ее протяженность измеряется не как обычно, километрами, а кругами. Диаметр каждого круга может варьироваться от 2,5 км до 3,5 км, а продолжительность гонки не превышает часа. За это время велосипед должен преодолеть подъемы и спуски, ступени и выбоины, проехать по траве, гравию, грязи, а быть может, даже и снегу. Нередко райдерам приходится спешиваться и переносить байк на себе или перепрыгивать невысокие препятствия. Не каждый велотранспорт справится с такими жесткими условиями, и лишь циклокроссовый способен выдержать ни одно соревнование.

Что это такое?

Что такое циклокроссовый (велокроссовый) байк? Фактически, это шоссейный велосипед, адаптированный для гонок по грунту и грязи, с пешими участками. Велокросс – достаточно популярный вид спорта за рубежом, хотя у нас он не получил такого распространения, как, например, кросс-кантри. Увидеть циклокроссовые байки в действии можно, например, на этом видео:

С первого взгляда эти велосипеды легко можно спутать с шоссейниками – стройный ситуэт, руль-баран, жесткая вилка, колеса 622 мм. Но вблизи становятся видны различия: рама, рассчитанная под более толстые покрышки (до 40-45 мм против 28 мм у шоссейников), “злая” внедорожная резина, крепления для багажника и полных крыльев на раме и вилке, дополнительный набор тормозных ручек, наконец, другие тормоза – дисковые или кантилеверные. Геометрия велокроссовой рамы хорошо подходит для относительно невысоких скоростей и для переноски байка на плече, кроссовый байк лучше управляется на низких скоростях, чем чистокровный шоссейник. Трансмиссия у циклокроссеров скорее шоссейная (обычно 2х10 или 2х9 скоростей), хотя на ряде моделей установлена специальная система со звездами меньшего диаметра. Таким образом, кроссовый велосипед действительно очень похож на шоссейный, но при этом он может успешно ездить по грунту, а также более универсален и удобен в повседневной езде.

Более подробно про особенности велокроссовых байков можно прочитать в отдельной статье.

Что же дает такое смешение классов? По своим возможностям циклокроссер находится между шоссейниками и гибридами. На асфальте он почти так же быстр, как гоночный шоссейный велосипед, но при этом не спасует на грунте и в грязи, чему способствуют зубастые покрышки и низкий вес, порядка 10 кг. Интересно, что в грязи с пешими участками циклокроссовый байк догнать не удастся никому – это его стихия, поскольку узкие зубастые шины отлично режут грязь до твердого грунта, а также снижают сопротивление движению. Уровень комфорта также будет выше, чем у шоссейника. Гибрид же будет медленнее на асфальте, но зато обеспечит гораздо более высокий уровень комфорта в сложных дорожных условиях, да и управлять велосипедом на бездорожье удобнее с прямым рулем, а не с “бараном”.

Вообще, комфорт – это слабая сторона циклокроссовых байков, на них тяжело ездить по грейдерам типа “стиральная доска”, слишком быстро накапливается усталость и пропадает желание куда-то ехать. Зато на шоссе получается солидная прибавка в скорости благодаря рулю-барану, улучшающему аэродинамику – за сравнительно небольшие деньги можно ехать на несколько км/ч быстрее, чем на вдвое более дорогом горном велосипеде. Даже сильный встречный ветер не доставляет проблем – в низкой посадке его влияние ощущается слабо. Обратная сторона посадки на циклокроссере – плохая обзорность и высокая нагрузка на руки, что не только уменьшает комфорт, но и ограничивает возможности велосипеда в песке и на снегу. Езда по городу также не очень удобна из-за плохой обзорности, а если стоят кантилеверные тормоза, то гонять между машин вообще страшновато

Впрочем, вышеперечисленное в той же мере относится и к шоссейным велосипедам – важно понимать, что выигрывая в одном, мы обязательно проиграем в другом

Тем, кому важны именно внедорожные/горные возможности циклокроссера, можно посоветовать поменять передаточные отношения трансмиссии на более тяговитые. Это сделать довольно просто – в случае двойной системы достаточно заменить кассету и задний переключатель на “горные” (при этом также понадобится поменять цепь на более длинную). В этом случае циклокроссер по тяговым возможностям будет аналогичен горному велосипеду без малой звезды системы, чего в большинстве случаев вполне достаточно для уверенной езды практически по любым горкам (учитывая массу самого велосипеда около 10 кг). В случае, если смущают легкие шоссейные ободья, их можно поменять на более прочные гибридные, однако велосипед при этом растеряет значительную часть своей легкости и динамики.

ВНИМАНИЕ: горный задний переключатель на 10 скоростей несовместим с шоссейными манетками, необходимо использовать модели на 9 скоростей, даже если кассета на 10

Список известных компаний

Какой фирмы лучше приобрести обод на велосипед? На выбор предлагаются несколько вариантов самых известных производителей. Каждая компания специализируется на одном или нескольких профилей и имеет свою «фишку».

В рейтинг вошли лучшие производители на нынешний год, которые активно развивают свою сферу деятельности и давно завоевали доверие покупателей.

Компания «Mach1»

Французский производитель является одним из лидеров по производству велосипедных ободьев. Модели этого брэнда любят использовать спортсмены и те, кто предпочитает экстремальное катание. Весь представленный ассортимент максимально устойчив к повреждениям, поэтому находится в эксплуатации долгое время. Это подтверждается гарантийным талоном от производителя при покупке товара, который выдаётся сроком на полгода.

Компания «Mavic»

Продукция этой компании встречается на самостоятельно собранных колёсах. Обода различного уровня, подойдут (практически) для любого класса велосипедов. Как выбрать правильно обод этой фирмы? В таблице представлены названия и их расшифровка:

НаименованиеПояснениеОписание
2-ая и 3-я – внутренняя ширина обода
Буквыуказывают назначение обода«XM» — трейл,
«XC» — кросс-кантри,
«EN» — эндуро,
«EX» — экстремальный спорт,
«TN» — найнер,
«А» — гибрид
Числа1-ая – класс обода«1» — самые дешевые, без пистонов;
«3» — среднего уровня, пистонированные;
«72 — высокого уровня, пистонированные и сварные, сплав Maxtal,
«8» — высокого уровня, бескамерные (UST), сплав Maxtal.

Компания «Alex Rims»

Ободья для среднего класса велосипедов. Компанией поставляется полный спектр товара для всех типов велосипедов, начиная с недорогих одностенных и заканчивая качественно сварными (для фрирайда и кросс-кантри).

По своей специфике обода немного мягче в сравнение с другими марками, что приводит к более частому появлению восьмёрок на колесе, однако, выпрямлять их более удобно.

Компания «Sun Ringle»

Тайваньские производители выпускают модели на уровень выше по качеству от брэнда «Алекс». Представленная линейка имеет разный ценовой сегмент и подходит для любого велосипеда. Одним из самых маловесных и распространённых в мире ободов считается Sun UFO 26″.

Компания «DT Swiss»

Высококачественные конструкции (уровень выше среднего) выпускаются с индивидуальной маркировкой, которая указывает на принадлежность обода:

  • кросс-кантри — «X»;
  • трейл — «M»;
  • эндуро — «Е»;
  • фрирайд — «F»;
  • легкий гоночный обод — «R»;
  • карбоновый обод — «С».

Числа в наименованиях указывают на приблизительный вес обода (в граммах). Маловесные модели имеют сварной стык и являются дорогостоящим товаром

Важно отметить, что все конструкции имеют дисковый тип (совместимы только с дисками)

Какими характерными чертами обладает циклокросс

Помимо гибридной универсальности, есть у этого велосипеда и еще несколько специфических черт:

  • посадка;
  • точная управляемость на низкой скорости;
  • верхняя прокладка трансмиссионных и тормозных тросов;
  • дополнительные тормозные рычаги.

Во время движения на циклокроссовом байке велосипедист имеет угол наклона корпуса не в 90 градусов, как на шоссейном, а немного меньше. Значительную роль в этом играют геометрия рамы и форма руля.

По сравнению с гоночным велосипедом ЦК называют «низкоскоростным». В плане управления на таких скоростях (а на корнях и грязи ее не разовьешь) этот велосипед полностью соответствует своему прозвищу. Маневренность на сложных участках позволяет легко проходить препятствия и быстрее прийти к финишу на соревнованиях по циклокроссу.

Тросики проложены по раме таким образом, чтобы они не мешали велосипедисту при перетаскивании велосипеда на плече. Кроме того, меньше вероятность переместить их в неправильное положение и сбить переключатель или тормозное усилие.

Наличием дополнительных тормозных ручек могут похвастаться некоторые модели ЦК. Аксессуар очень удобен в условиях переменной трассы, а также при смене положения рук на руле.

Начало и становление велоспорта

Виктор Капитонов – первый чемпион СССР по велоспорту на Играх 1960

Велосипед берет истоки в первой половине 19-го века. Конечно, тогда он не рассматривался в качестве спортивного снаряда, а применялся лишь как тихоходный транспорт. С течением времени байк не раз совершенствовался, пока не приблизился к привычному виду. Произошло это во второй половине 19-го века, когда изменилась геометрия рамы, для передачи крутящего момента стала применяться цепь Галля, а цельные шины были заменены надувными камерами и покрышками.

Первое соревнование произошло в 1869 году во Франции, на дистанции «Париж-Руан» длиной 120 км. Победитель велогонки смог развить скорость 11 км/час, на то время это было за пределом возможностей.

В Олимпийских играх первая велосипедная гонка датируется на 1896 год. Первое место заняла Франция, затем кубок победителей брали Италия, Германия, а позже – СССР. Дистанции от игры к игре росли. Если в 1896 г. она составляла всего 87 км, то на играх 1912 года – 320 км.

В России спорт берет начало с 1883 года, с проведения первого соревнования в Москве. С тех пор велоспорт выделился как отдельное направление. Это было вполне обосновано, так как в нашей стране на первую треть ХХ в. насчитывалось несколько десятков крупных велоклубов. В Советском Союзе первая велогонка произошла в 1918 году. Начиная с этого времени, они проводились с завидным постоянством. Однако лишь в 50-х СССР удалось выйти на мировые велосипедные соревнования.

В 1960 г. велогонки были разделены на командные и групповые. До 1996 г. велосипедный спорт был исключительно мужским направлением, затем включили и женские соревнования: пробег на шоссе, индивидуальная гонка. В этом же году в программу Олимпийских игр был допущен МТБ.

Шоссейный байк потерпел мало изменений с момента проведений первых гонок. Родоначальником спортивного вело-направления стали именно гонки на шоссейниках по типу «кто быстрее». Намного позже появился специальный горный велосипед, который стремительно менялся и внешне и технически. Виды спорта на МТБ стали широко популярны в последние два десятилетия.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий