Готовимся к зимнему велосипедному сезону

Плюсы зимнего катания

  • Велоезда зимой — это отличный способ повысить выносливость сердца и кровеносной системы. Повсюду много снега, иногда мокрого. Это дополнительная физическая нагрузка на весь организм – энергии расходуется больше, чем летом и как следствие калории расходуются сильнее, лишний вес уйдет быстрее.
  • Развивается вестибулярный аппарат и равновесие.
  • Возможность людям пожилого возраста поддерживать физическую активность.
  • Снижается уровень плохого холестерина в крови.
  • В отличии от бега при езде нет такой сильной нагрузки на спину.
  • Увеличивается объем легких, повышается иммунитет, а движения бедрами улучшают работу кишечника.
  • Во время движения повышается выработка в организме гормона счастья, как следствие бытовые проблемы и плохое настроение уходят на второй план.
  • В вечернее время можно свободно кататься по улицам. Темнеет рано и люди быстрее расходятся по домам, улицы пустеют, открывается широкий выбор для подбора оптимального пути. Просто наслаждайся вечерними поездками.
  • Большая экономия обуви, ведь часто одна пара зимней обуви стоит больше, чем новый двухколесный друг.
  • Падающие красивые снежинки намного приятнее, чем дожди, особенно ливневые, в теплое время года.
  • Сила трения колес меньше об снег, чем об асфальт. Значит можно сэкономить на покупке покрышек за счет небольшого износа резины, это весомый плюс.
  • Если найти близких по духу и интересу людей, катание станет вдвойне приятнее и даст дополнительную мотивацию для здорового образа жизни. Любому по душе придется приятная компания и возможность устроить заезд на скорость.
  • Езда на велосипеде всего полчаса в день улучшит аппетит, настроение, качество сна. Зимний воздух чище чем летний, а значит организм получит больше кислорода. А значит в целом он станет здоровее.
  • Снежный покров защитит камеры вашего транспорта от прокола, а падение с него будет менее травматичным, ведь асфальт более тверд чем снежная шапка.

Особенности езды зимой

Дорога зимой меняется до неузнаваемости. Асфальтированная дорога, на которой не было ни одной ямы летом, зимой может покрыться неровной ледяной коркой. Грунтовые пути с несколькими лужами, зимой чаще всего, становится труднопроходимой дорогой с глубокими колеями. Желательно для зимнего катания заменить шины на велосипеде на другие с более высоким и широко расставленным протектором. Шипованные шины пригодятся лишь для езды по чистому льду, где-нибудь по замерзшим рекам или озерам.

На поверхности кристаллов снега и льда находиться пленка воды толщиной в несколько сотен молекул. При понижении температуры вода на поверхности льда становиться более вязкой, и сцепление со льдом и укатанным снегом становиться немного выше. При уменьшении времени контакта со снегом и льдом меньше тепла передается им от шины, и пленка воды на поверхности меньше растекается. Чем холоднее на улице, и чем выше скорость движения по прямой, тем лучше сцепление с обледенелой дорогой.

Зимой очень рано темнеет и чаще всего приходится ездить в сумерках и темноте

Поэтому очень важно велосипед оснастить фарой, обязательно, задним фонарем и дополнительными светоотражателями

Зимой сильно ухудшается видимость на дорогах, так как чаще всего дни стоят пасмурные, идет небольшой снег, бывает и туман. Для своей безопасности необходимо надевать яркую одежду, и лучше всего со светоотражающими элементами.

К выбору одежды для зимней поездки на велосипеде, нужно относиться обдуманно. Одеваться нужно в три слоя: трикотажный или шерстяной тренировочный костюм, толстый синтетический спортивный костюм, не продуваемая спереди и пропускающая воздух на спине куртка с капюшоном. На ноги одеть тонкие синтетические и толстые шерстяные носки, обуться можно в кроссовки. На руки, также многослойно, надеть сначала тонкие флисовые или шерстяные перчатки, а затем кожаные перчатки или варежки. На голову насунуть вязанную шерстяную шапку или флисовую балаклаву, а сверху накинуть капюшон.

Выбор одежды и экипировки очень важен

При низких температурах смазка становиться более вязкой. Воздушно-масляные и пружинно-масляные амортизаторы становятся более жесткими. Тросы в кожухах с застывшей смазкой, а особенно с замерзшей водой, перемещаются с большим усилием, при этом становится тяжело переключать передачи, нажимать задний тормоз. Густая смазка быстро выдавливается из подшипников во втулках, каретке, рулевой колонке. Застывшая смазка на цепи вперемешку с налипшим снегом очень быстро удаляется.

Пластмасса на морозе становится хрупкой. При ударах можно сломать крепеж велокомпьютера, фонаря, светоотражателей. Вилка с эластомерным амортизатором затвердевает на морозе и перестает срабатывать.

Давление газа в герметичных емкостях при снижении температуры падает. Если выкатить велосипед с отапливаемого помещения на холод, то давление в шинах бесспорно снизится. У воздушно-масляной вилки снижается на холоде жесткость, поэтому перед выездом на улицу рекомендуется в её амортизаторы накачать немного воздуха.

Зимой высокая влажность воздуха. Стальные и хромомолибденовые рамы, хромированные крылья, спицы, переключатели скоростей и другие металлические детали велосипедов зимой склонны к коррозии, особенно при контакте с соленой водой. После каждой поездки сметайте мягкой щеткой с длинными щетинами снег и воду с велосипеда, и вытирайте его большой тряпкой насухо. Болты, гайки, пружины в переключателях, все резьбовые и контактные соединения нужно покрывать проникающей смазкой из баллончика.

Подготовка тормозов

Тормозная система для байка всегда играет существенную роль при катании, но в сезон зимы особенно важна.

При использовании вибрейков в качестве тормозов, могут возникнуть трудности. Заключаются они в долгом процессе торможении, который может растянуться на 10-20 метров. Происходит это по причине оледенения поверхности обода, где осуществляется процесс трения при зажатой ручке тормоза.

С дисковыми тормозами на велосипеде тоже всё не так гладко, ведь и они могут обледенеть. Но реакция на сигнал торможения в этом случае срабатывает намного раньше, через 1-2 метра, что сказывается в процессе езды на зимний сезон.

Если велорайдер в тёплый сезон привык использовать задний тормоз, то в зиму стоит перестраиваться на передний. Это связано с тем, что заднее колесо выступает в роли ведомого, а не ведущего и момент, когда велосипед затормозит оттянется ещё на некоторое время.

Лучшим вариант будет периодическая проверка тормозной реакции всего механизма, чтоб в необходимы момент она не подвела. Перед ездой проверяйте реакцию на торможение тросиков и рубашек. При попадании внутрь системы влаги с последующим замерзанием повлечёт их неисправность.

Особенности зимнего катания

С наступлением зимы территория России обильно покрывается снегом, а улицы городов застилает лёд и каша из воды, снега, льда, песка и грязи. Очень редко можно встретить голый асфальт. На таком покрытии сила трения, а вернее — уровень сцепления резины, напрямую зависит от температуры окружающей среды. С понижением температуры сцепление шин с поверхностью улучшается. Соответственно, если на улице становится теплее, то сцепление ухудшается.

Такая ситуация связана с наличием тончайшей плёнки воды, которая находится сверху снежного покрова и льда. При снижении температуры эта плёнка не замерзает, но становится более вязкой. Следовательно, сцепление становится более эффективным. Во время качения колеса, которое возникает в процессе езды, резина подвергается деформации. Энергия, которую тратит велосипедист на эту деформацию, превращается в тепло, нагревающее резину. Разогретая резина лёд и снег превращает в плёнку воды, что приводит к уменьшению сцепления.

Подобные особенности требуют, чтобы катание на велосипеде зимой было быстрым. Если шина разогрета, то она не будет становиться дубовой на морозе, а велосипед будет катиться намного легче. При быстрой езде резина будет меньше времени контактировать с каждой точкой поверхности, соответственно, меньшее количество тепла будет передаваться дорожному покрытию, а сцепление в результате таких факторов увеличится.

Катание на велосипеде зимой должно быть быстрым, так как если шина разогрета, то она не будет становиться дубовой на морозе и будет катиться легче

Как ни странно, зима для велосипедистов приносит ряд неожиданных приятных моментов. Возможно, после их изучения вы станете более благосклонно относиться к зимним покатушкам и точно не отправите свой велосипед на зимовку:

  1. Отсутствие насекомых и аллергенной пыльцы.
  2. Снегопад гораздо приятнее дождя.
  3. Велосипедисту приходится активно вращать педали, а значит, ему будет сложно замёрзнуть на морозе. В жару активно двигаться намного сложнее.
  4. Во время зимних покатушек велотранспорт загрязняется меньше, чем при езде по пыльным городским дорогам и грязи. После зимней прогулки достаточно будет пройтись по велосипеду мягкой щёткой, чтобы струсить забившийся мусор.
  5. Снег засыпает все острые предметы, которые могут валяться на улицах. Речь идёт за гвозди, стёкла, консервные банки и прочий опасный мусор, который может проколоть шину.
  6. От снега резина стирается не так интенсивно, как от асфальта.
  7. Во время зимних покатушек можно существенно повысить свой уровень велосипедиста и набраться опыта в преодолении сложных участков.

Правильное торможение

Как кататься на велосипеде зимой, не падать и не заниматься частым ремонтом своего транспорта? Секреты скрываются в правильном торможении. Есть несколько несложных правил, которые позволят избежать многих проблем, связанных с зимним катанием:

Если движение осуществляется по прямому участку дороги, то возможно задействование обоих тормозов. Но изначально активизируется задний тормоз и только после этого в ход вступает передний.
Во время езды по спуску или совершении виража на снежном покрытии активизируется задний тормоз, выполняющий заодно и функцию стабилизатора траектории движения

Подключение переднего тормоза осуществляется дозировано и очень осторожно.
При необходимости преодоления снежного заноса или сугроба стоит понимать, что на тормозной ободной дорожке и колодке будет находиться снег. В этом случае даже сильное нажатие на тормоз не приведёт к желаемому результату

Причиной этому послужит водная плёнка, которая будет способствовать существенному снижению силы трения. В этом случае необходимо периодически включать тормоза ещё до того момента, когда вам потребуется остановиться. Такая тактика увеличит ваши шансы на своевременное торможение.

При торможении сначала надо активировать задний тормоз и только после этого передний

Прохождение поворотов

Если необходимо выполнить поворот на заснеженной, скользкой дороге, то нужен большой радиус. В этом случае получится избежать чрезмерного наклона транспорта. При выполнении поворота усилие должно передаваться на заднее колесо. Таким образом можно стабилизировать траекторию вхождения в поворот и свести к минимум вероятность заноса. Прокручивание педалей можно сравнить с нажатием педали акселератора на заднеприводном автомобиле или прокручиваем на мотоцикле ручки газа.

Про тормоз нужно забыть в тот момент, когда поворот уже начался. Тормозить нужно до этого, когда движение велосипеда было прямолинейным. И также не стоит мечтать о резком развороте, в глубоком снегу и на скользком покрытии такой трюк невозможно будет совершить.

При хранении в хороших условиях

Для подготовки велосипеда к сезону при хранении в темном сухом помещении с температурой +15…+25 °C на специальном креплении в комнате или на теплом балконе с приспущенными колесами и ослабленными тросиками тормозов и переключателей скоростей нужно произвести следующие операции:

Протереть

Снять чехол с байка и протереть влажной тряпкой все его поверхности, чтобы железный конь сиял и радовал прекрасным внешним видом владельца.

Надеть цепь

Надеть цепь на звезды. Если деталь хранилась в смазке, больше ничего делать не нужно. Если она была на велосипеде, ее нужно очистить от пыли ветошью и смазать специальным составом или хотя бы обычной смесью ВД-40. Нужно не забыть произвести тщательный осмотр цепи и при обнаружении сколов, трещин и других неисправностей отдать деталь веломеханику для ремонта.

Застегнуть и подтянуть тормоза

Застегнуть тормоза, если байк оборудован вибрейками, и подтянуть все болты на механизмах тормозов. При этом щетки или колодки должны сохранять свое первоначальное положение. Проверить работу тормозов можно посредством приподнимания велосипеда, раскрутки колес (по очереди) и нажима на соответствующие тормозные ручки. Если механизмы работают нормально, щетки или колодки должны за 1-2 секунды останавливать велосипед.

Установить седло

Седло нужно поставить на высоту, при которой владелец привык кататься. После этого следует зажать «барашек», который держит подседельный штырь. Далее необходимо подтянуть 1 или 2 болта, которые регулируют угол наклона седла. Установить деталь правильно можно при помощи линейки.

Отрегулировать руль

Поставить вынос на одну линию с покрышками и рамой велосипеда и осмотреть деталь. В случае обнаружения повреждений следует обратиться к механику. Руль нужно протереть, предварительно сняв с него все приборы (звоночки, фонари, сумки). При наличии сколов и трещин на руле лучше заменить эту часть байка.

Проверить исправность колес

Чтобы убедиться в исправности колес, нужно их покрутить, приподняв велосипед заранее или перевернув байк. При наличии поломок (вибрации, биения, не проявлявшихся ранее шумов) нужно попробовать еще раз закрепить колеса в специальные пазы при помощи эксцентриков («барашков») или отнести детали к механику. Камеры должны быть накачаны до давления 2,5-4 атмосферы (в зависимости от типа велосипеда и диаметра колес). При отсутствии дома манометра можно обратиться на ближайший шиномонтаж.

Педали и шатуны

Шатуны нужно прокрутить вперед и назад. Если при вращении чувствуются вибрации, нужно лучше затянуть болты, которые есть на этих деталях, или прибегнуть к помощи веломеханика. Педали нужно вкрутить (если они были убраны на зиму) и проверить на ровность вращения, на наличие трещин. При необходимости эти детали можно быстро заменить самостоятельно.

Настроить переключатели скоростей

Настройка переключателей скоростей – дело очень тонкое. Оно требует наличия у велосипедиста определенной сноровки. Начинающим любителям байков лучше доверить эту процедуру веломеханикам.

Подготовить световые приборы

Протереть линзы фонарей и других световых приборов, которые установлены на байк. Лучше это делать специальными бархатками, которые продаются в магазинах очков и оптики. На тряпочки необходимо побрызгать одеколоном или другой жидкостью, которая содержит спирт и быстро высыхает.

Делаем зимние покрышки (горный велосипед)

“Готов сани летом” гласит хорошая русская пословица, а что может готовить велосипедист к зиме? Зимние покрышки! Все таки очень полезная вещь в катании по снегу, так что если вы не собираетесь закрывать сезон, то желательно обзавестись таким комплектом. Но если вас останавливает вопрос цены, то есть вариант, причем очень даже неплохой – сделать зимние покрышки самому, тем более это не столь сложно.

Для этого вам понадобится:

1. Две обычные покрышки для велосипеда, желательно с крупным и не стертым рисунком протектора;

2. 200 (по 100 на каждое колеса) стальных винтов 6х3/8 или 1/4 (с шляпками и гайками). Длина зависит от высоты рисунка протектора ваших (будущих зимних) покрышек;

Нетехничные виды торможения

При таком подходе не требуется проходить специальное обучение и длительную практику. В этом легко убедиться самостоятельно, изучив приведённые ниже способы:

  1. Самый простой и доступный способ заключается в переходе с дорожки на траву — Grass Stop. Достаточно сделать несколько шагов, словно на вас обута обычная обувь, чтобы движение было окончательно завершено. В этом случае торможение получается резким, поэтому имеется вероятность падения вперёд.
  2. Если по каким-либо причинам такой способ торможения не подходит, то в дело идут надёжно зафиксированные предметы. Пусть звучит это несколько странно и даже страшно, но всё же при развитии небольшой скорости можно затормозить при помощи стены (самый крайний случай), дерева или столба. В случае с двумя последними вариантами подъезд необходимо совершать сбоку, схватиться руками за дерево или столб и развернуться по инерции.
  3. Торможение Ass Stop заключается в приземлении на пятую точку. Ушиб при этом гарантирован, так что этот способ нежелательно осваивать и применять на практике. Если вдруг вам пришлось выбрать именно такой способ, то нужно поберечь копчик и приземлиться только на одну ягодицу.
  4. Чирк-чирк является одним из самых безопасных способов остановки роликов. Для его выполнения необходимо стать в продольную стойку, одну ногу выставить вперёд, а заднюю приближать до тех пор, пока колёса не начнут соприкасаться друг с другом.

Зачем кататься на велосипеде зимой?

Разобрав основные положительные и отрицательные моменты зимних велосипедных прогулок все-таки остается открытым вопрос – зачем?

Безусловно однозначного ответа нет. Многие велосипедисты настолько любят этот спорт, что не могут прожить ни дня без скоростной езды. Им любая погода нипочем. Другие любят холодную погоду и снег. Третьи не хотят терять форму и через силу заставляют себя крутить педали в любую погоду.

Любители делать велосипедные трюки в зимний период тренируются и оттачивают навыки в более сложных условиях, чтобы летом без проблем покорять сложные трамплины и участвовать в соревнованиях.

Находятся и такие, кто на зиму убирают велосипед подальше, а заменой становится спортзал, и велосипедные тренажеры. Любители уличных видов спорта пересаживаются на лыжи и пешие прогулки, а когда приходит тепло они снова садятся в седло и начинают вкатываться по-новому.

Некоторое количество людей используют велосипед зимой для поездок на работу. Для них это острая необходимость.

«Переобуваем» велосипед в зимние покрышки

Если в летний период в городских условиях часто используются велопокрышки – слики, то зимой о них необходимо сразу забыть – для безопасной езды они абсолютно непригодны.

«Переобувание» велосипеда в зимние шины – главное условие его преображения во всесезонную машину. Согласитесь, практически полная аналогия с автомобилем.

Чем же отличаются зимние покрышки от обычных, и по каким критериям их следует подбирать?

Как правило, зимняя резина для велосипеда — это даже не совсем резина, так как подобный материал имеет негативное свойство «дубеть» на сильном морозе

При выборе покрышек, если они не шипованные, надо обращать внимание на маркировку «Winter» или просто «W» — такие шины изготовлены из компаунда, сохраняющего свои эластичные характеристики вне зависимости от температур

Какой тип покрышек и рисунок протектора будут оптимальными? Все зависит от планируемых условий эксплуатации велосипеда.

  • Если подразумеваются обычные маршруты, ежедневные поездки на работу и домой в условиях крупного города, скорее всего, вполне достаточно будет кроссовых полусликов. Улицы достаточно оперативно очищаются от снега, дорожное полотно редко бывает обледеневшим – его прогревают выхлопы многочисленных автомобилей. Не слишком агрессивный рисунок протектора позволит чувствовать себя уверенно на мокром асфальте или свежевыпавшем неглубоком снеге, скоростные и маневренные качества велосипеда останутся на высоте.

Когда в планах велосипедиста загородные зимние прогулки, где преобладающим покрытием будет выступать плотный или рыхлый снеговой покров, а раскатанных до ледяной корки участков не предвидится, лучше остановиться на грязевых покрышках. Зацепы на них высокие и достаточно редкие, колеса не будут забиваться снегом и обеспечат хорошую проходимость и контакт с покрытием.

Однако многим фанатам велосипедной езды таких «тепличных» условий мало – они предпочитают ездить и по снегу, и по гололеду, и по замерзшим рекам или озерам. В этом случае никак не обойтись без шипованных велопокрышек. Для самых экстремальных поездок необходимы покрышки, имеющие агрессивный рисунок протектора, как у грязевых шин, но снабженные четырьмя рядами металлических шипов, число которых варьируется от 240 до 360.

Существуют зимние велопокрышки и для городских условий, если дороги в населенном пункте часто покрыты укатанным снегом или льдом. По протектору это – те же кроссовые полуслики, но на них установлено 100–200 шипов в два ряда.

Несколько слов о форме шипов, так как она может быть разной. Встречаются заостренные наконечники, несколько скругленные, а бывают и вообще практически плоские. Если большая часть пути приходится на асфальтированные улицы, что слишком выступающие острые наконечники не придадут велосипеду нужной устойчивости, а сами шипы быстро сотрутся.

Не забываем, что любая шипованная резина требует определенной обкатки 50–100 км с несколько пониженным давлением в шинах. При это скорость движения не должна быть большой — до 15 км/час, нужно избегать резких торможений или наезда на препятствия. В идеале, после этого следует поменять покрышки местами – тогда обкатка будет окончательной, все скоростные и дорожные ограничения будут сняты.

Советы для велосипедистов: осмотр и чистка велосипеда

Очистка полезна как для велосипеда, на котором мы ездили зимой, так и для велосипедов, которое были на зимнем сохранении. Это основа для тщательного анализа, который проверит работоспособность всех механизмов и деталей, — скажет вам любой веломастер. Для чистки велосипеда достаточно теплой воды с мылом или жидкостью для мытья посуды. — Не рекомендуется чистить велосипед очистителями высокого давления — вода может попасть в специально закрытые места, такие как подшипники и ступицы. — предупреждают сервисные техники. После мытья велосипед следует тщательно высушить мягкой тканью, например, из микроволокна.

Амортизационная вилка

Какой бы ни была конструкция амортизационной вилки, её характеристики всё равно изменятся при воздействии минусовой температуры. От низкого уровня вилки зависит степень её одубовения. Исправить эту ситуацию не представляется возможным, поэтому остаётся только смиренно принять этот факт.

Пружинно-эластомерная вилка станет более жёсткой, а пружинно-масляная будет работать более медленно из-за загустевания масла. При возникновении такой ситуации стоит отказаться от использования локаута, чтобы не вызвать поломку демпфера. Облегчить ситуацию может использование более редкого масла и регулирование отскока у вилки в соответствии с температурой, при которой она эксплуатируется.

Если используется воздушная вилка, то потребуется увеличить уровень воздушного давления до того момента, пока проседание не придёт в норму. Выполнять эту процедуру необходимо на улице.

Штаны на вилке необходимо защитить от агрессивного воздействия для предупреждения образования коррозии. Современные вилки часто делаются на основе магния, который, как мы уже знаем, активно вступает в химические реакции с другими элементами. Для зимнего катания можно выбрать недорогую вилку с высокой жёсткостью, которые по большей части используются в триальных байках.

Настройте или перенастройте посадку

С изменением силы и выносливости организма вам, скорее всего, придется перенастроить посадку на велосипеде. А если вы умудренный опытом атлет, то можете выбрать более сложную позицию для дальнейшего совершенствования и оттачивания навыков. Но будьте готовы к тому, что вашему телу понадобиться немало времени, чтобы адаптироваться к новой посадке. Так, Мэтт Коул, руководитель Podium Multisport в Атланте, утверждает, что опытному спортсмену понадобится около 90 дней, чтобы окончательно привыкнуть к обновленной посадке, а новичку – целых 120 дней.

Видео базовой настройки вело посадки:

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий