Автомодельный спорт. Виды моделей и соревнования. Особенности

RC модели могут различаться по следующим признакам

  • По типу двигателя: ДВС (Калильные или бензиновые) или электромотор (коллекторный или бесколлекторный).
  • По масштабу, самые распространенные масштабы 1:5, 1:8, 1:10, 1:12, 1:16, 1:18, 1:28 (Mini-Z)
  • По классу:: шоссейные (гоночные, дрифтовые), внедорожные с множеством подклассов (например, монстры, трагги, багги, траки, шорт-корсы, ралли, триалы, трофи) Также существуют управляемые модели мотоциклов, квадроциклов, снегоуборочных тракторов, танков и прочей движущейся техники.
  • Кордовые модели движутся по специальному треку – кордодрому. Это бетонная беговая дорожка, приблизительно 20 метров в диаметре, ограждена по периметру высокими бордюрами и сетчатыми заборами, чтобы модель не могла попасть в зрителей. Корд – стальная нить от 0,5 до 2,0 мм толщиной, с одного конца закрепляется на модели карабином, с другого крепится к центральному кордовому устройству – вертикальному стержню, на котором установлена вращающаяся планка на подшипнике, к которой прикреплен второй карабин. Пилот разгоняет свою модель вращением корда, когда набирает достаточную скорость, то запрыгивает на площадку над вращающейся планкой, и начинается хронометрирование. Модель должна пройти свою дистанцию с наименьшим временем. Стандартные дистанции – 500 м для моделей с ДВС, 25 м для резиномоторных, 250 м для электрических моделей. Могут проводиться марафонские гонки длиной 5-10 км.

На заре советского кордового автомоделизма (1950-е) модели ездили со скоростями 30-40, максимум 50 км/ч, но уже в 1970-х была превышена планка в 300 км/ч.

Для участия в соревнованиях модели подразделяются на классы: трассовая автомодель (для соревнований на специальных закрытых трассах небольшого размера), стендовые модели (не имеют возможности самостоятельного передвижения, цель их создания – как можно более точное воспроизведение всех деталей и особенностей оригинала). Некоторые модели имеют высокую степень «копийности», то есть у них открываются двери, капот, крышка багажника, очень тщательно воспроизведено подкапотное пространство, интерьер, детали ходовой части снизу модели.

В Озёрске на городской «Станции Юных Техников» Корякин Сергей Викентьевич работает с 1993 года, руководит объединением «Автомодельное», в котором занимается около 100 учащихся от 8 до 18 лет.

Сергей Викентьевич – настоящий энтузиаст технического творчества. За время работы на Станции зарекомендовал себя хорошим специалистом в области автомоделизма. Сергей Викентьевич оказывает методическую и консультационную помощь педагогам дополнительного образования Станции, учителям технологии по изготовленияю автомоделей, а так же принимает активное участие в подготовке и проведении ежегодных городских практических семинаров.

На протяжении многих лет Корякин Сергей Викентьевич вел на Станции учебно-исследовательскую работу с детьми в области автотранспортной техники. Ежегодно учащиеся Сергея Викентьевича принимают активное участие в работе секций «Транспорт и машиностроительные технологии» на городских и областных научно-практических конференциях Научного общества учащихся (НОУ), городских и областных олимпиадах научно-технического и интеллектуального творчества молодежи и школьников «Шаг в будущее», где занимают призовые места.

С 2003 года по инициативе Корякина Сергея Викентьевича организуются в г.Озёрске Региональные соревнования по автомодельному спорту среди школьников, проходящие на высоком уровне. Среди призёров соревнований есть и воспитанники Корякина С.В.

В 2007 году Сергей Викентьевич награжден нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации». В июне 2008 года команда спортсменов-автомоделистов заняла 3 место на Всероссийских соревнованиях по автомодельному спорту в городе Заречный Пензенской области.

Очень часто, слыша об автомоделизме, на ум приходит, что-то связанное с игрушками, не серьезное. Однако это далеко не так. Давайте рассмотрим такую дисциплину, как автомодельный спорт что это за вид соревнований и как они проводятся.

(function(w, d, n, s, t) { w = w || ; w.push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: “R-A-329917-1”, renderTo: “yandex_rtb_R-A-329917-1”, async: true }); }); t = d.getElementsByTagName(“script”); s = d.createElement(“script”); s.type = “text/javascript”; s.src = “//an.yandex.ru/system/context.js”; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, “yandexContextAsyncCallbacks”);

Какие бывают автомодельные соревнования?

Как и различных технических видах спорта, все участники соревнований должны будут выполнять определенные действия, в результате которых будет определен победитель.

Основная задача участников, управлять своими моделями машин таким образом, чтобы первым достигнуть финиша. При этом, управление может осуществляться с использованием радиосвязи или иных дистанционных способов.

На сегодняшний день, соревнования проходят между следующими типами автомобилей:

  • кордовыми;
  • радиоуправляемыми;
  • трассовыми.

При этом спортивная классификация моделей машин будет включать следующие категории гонок:

(function(w, d, n, s, t) {
w = w || ;
w.push(function() {
Ya.Context.AdvManager.render({
blockId: “R-A-329917-2”,
renderTo: “yandex_rtb_R-A-329917-2”,
async: true
});
});
t = d.getElementsByTagName(“script”);
s = d.createElement(“script”);
s.type = “text/javascript”;
s.src = “//an.yandex.ru/system/context.js”;
s.async = true;
t.parentNode.insertBefore(s, t);
})(this, this.document, “yandexContextAsyncCallbacks”);

  • шоссейные

    – в которых участвуют модели, оснащенные специальными электродвигателями, предназначенными для слалома, электродвигателем, предназначенным для гонок в специально подготовленных помещениях, оснащенные двигателем ДТМ-нитро;
  • багги

    – модели класса 2WD – оснащенные электродвигателем с задним приводов. Модели класса 4WD – имеющие полный привод. Имеющие ДВС объем которого составляет до 3,5 см3. Mini-Z – модель, предназначенная для гонок внутри помещений;
  • трассовые модели

    , которые перемещаются по специальным рельсам;
  • разнообразные класса кордовых моделей

    .

1939 год

Развитие трассового автомоделизма было прервано с началом Второй Мировой войны. В конце 40-ых годов  начинается бурное развитие SRC в США. В середине 50-ых годов трассовый автомоделизм приходит в Европу.

 В начале 60-ых годов трассовый автомоделизм попадает в соцлагерь (Чехословакия и ГДР).

Летом 1967 года члены сборной СССР по кордовым автомоделям (а это были, в основном, педагоги-руководители автомодельных кружков внешкольных учреждений), в ходе соревнований соцстран в Чехословакии, впервые познакомились с трассовым автомоделизмом. Впечатления, методические материалы, привезённые из этой поездки, позволили начать постройку трасс и моделей сразу в нескольких регионах страны. Безусловным лидером в развитии трассового автомоделизма тогда был Гуннар Дзенытыс — педагог Городской станции юных техников города Риги (Латвия). Позднее его ученики: Янис Раге – Рагис, Марис Грейзиньш, Улдис Швалбе, стали возмутителями спокойствия в Федерации автомодельного спорта СССР. Результатом их упорной борьбы стало официальное признание трассового автомоделизма и проведение Первого Кубка СССР среди юношей в 1985 году.

Очень большую роль в популяризации трассового автомоделизма в нашей стране сыграл журнал «Моделист – Конструктор», который не только публиковал материалы на своих страницах, но и стал организатором Всесоюзных соревнований, которые проходили ежегодно более 10 лет, до включения их в календарь ФАМС СССР.

Приводим здесь первые, самые важные для нас публикации журнала «Моделист – Конструктор» о трассовом автомоделизме.

Первая публикация в СССР.  В. Масик, «АВП», № 5, 1968 г.

Первое описание пульта: Л. Кинцберг, «Пульт – пистолет», № 8, 1970 год

Первый отчёт о соревнованиях: Г. Резниченко, Ю. Бехтерев, «Мчатся по трассе модели», № 11, 1970 год.

Первая публикация «Положение о Всесоюзных соревнованиях», описание блока питания трассы, № 12, 1970 год.

Первая большая трасса: 60 м, четыре дорожки, абразивное покрытие (песок + клей), руководитель – Ломтев Евгений Юрьевич (г. Воркута, 1972 год).

Первые большие  Всесоюзные соревнования на трассе с гладким покрытием (пока без липкого слоя): 25 м, четыре дорожки, руководитель – Имант Еркинс (Латвия, г. Валмиера, 1984 год).

Первые официальные Всесоюзные соревнования: Кубок СССР среди юношей (март 1985 г., г. Валмиера).

Первые Всесоюзные соревнования на гладкой трассе с липким слоем.

Первые  Всесоюзные соревнования на 8-дорожечной трассе: 37м, липкий слой, руководитель – Ломтев Е.Ю. (г. Воркута, март 1986 год).

Первые большие соревнования взрослых – Сериал «Кубок Балтики» (Латвия, Эстония, Литва, 1983 год).

Первые выезд спортсменов из России на Международные соревнования: участники – А. Баталов, М. Перлов, Г. Богданов (Финляндия, г. Куопио, февраль 1990 года).

Первые взрослые гонки в рамках Первенства России среди юношей: руководитель – Сарьяров Карим Закирович (г. Уфа, КЮТ «Умелец», март 1994 года).

Первый Чемпионат России среди взрослых (г. Уфа, март 1998 года).

Первый выезд на Чемпионат Мира: участники – Н. Должанский, К. Сарьяров, А. Ярошевич, А. Ахметдинов, Д. Карамов, А. Юнусов, И. Шибаев, М. Перлов  (Латвия, г. Рига, декабрь 1998 года).

Первые Мастера Спорта – трассовики Н. Должанский, Д. Карамов (1998 год).

Первая медаль Чемпионата Европы (золотая): Н. Должанский (г. Валмиера, 2005 год, Production 24).

Первая медаль Чемпионата Мира: III место,  Н. Должанский (Мальта, 2005 год, Production 24).

Первый Чемпион Мира: Н. Должанский (Украина, г. Киев, 2013 год,  Production 24); призёры – В. Василевский, Н. Никитин (Production 24).

Первое появление спортсмена из России на обложке международного издания по трассовому автомоделизму.

Что это за спорт?

Согласно электронному ресурсу Википедия,
автомодельным назван технический вид спортивных соревнований, в котором главными участниками являются самоходные модели автомобилей, управляемые спортсменами.
Для управления, в последнее время все чаще используется радиосвязь, но имеется ряд других способов, что сказывается на категории соревнований.

В качестве главного координатора и организатора соревнований выступает Международная федерация автомодельного или IFMAR. Именно под ее руководством, начиная с 1977 года начали проводиться соревнования, проходящие 1 раз в 2 года.

Особенности вида спорта

Данный вид спорта, так же, как и авиа и судомоделирование, очень быстро стал популярным. Еще бы, ведь он позволяет продемонстрировать свои способности, как конструктора. Применение самодвижущихся моделей автомобиля делает этот спорт зрелищным, причем не меньше, чем автомобильный или авиационный.
Кроме того, он вполне доступен для детей,
а значит позволяет буквально выращивать профессиональных спортсменов или конструкторов современных . Причем очень часто именно дети и подростки могут дать значительную фору взрослым участникам.

Причем очень часто, юные участники стремятся очень хорошо изучить устройство автомобиля, что позволяет создавать действующие модели. Такой спорт будет тренировать у не только его технические способности, но и внимательность, терпеливость и точность.

Естественно, что такое мероприятие, как соревнования автомоделей и тем более подготовка к ним не может обойтись без расходов. В первую очередь это связано с тем, что потребуется приобретать различные детали, механизмы. Производить их модернизацию и ремонт.

В число расходов входят


:

  • пластмассовые части кузова;
  • мотор;
  • разнообразную аппаратуру;
  • аккумуляторные батареи;
  • различные регуляторы.

Все то, что во время соревнований может выйти из строй, сломаться, потерять свой внешний вид. И потому расходы, как и в любом виде спорта, будут неизбежны.

Поиграем в корабли?

Судомодельный спорт – проектирование, постройка и запуск моделей различных судов и кораблей: стендовых, самоходных, парусных, радиоуправляемых и скоростных, которые впоследствии «участвуют» в соревнованиях. Модель можно «скопировать» с прототипа определённого корабля или полностью сконструировать самому.

Корпуса кораблей могут собираться на основе специальных наборов стоимостью от 2 до 10 тыс. рублей, включающих детали какого-то конкретного судна или яхты (многое приходится дорабатывать самому). Определённые классы судов делаются с нуля из пластика, металла, полиэфирной смолы, стеклоткани, реже используется дерево. Соревноваться спортсмены могут тоже по нескольким направлениям.

В судомоделизме важна каждая мелочь, каждая деталь. Фото: АиФ/ Анна Городкова

Во-первых, они могут «похвалиться» соответствием модели реальному кораблю (это соответствие называется стенд), и тут важно всё, буквально каждая деталь. Чем больше деталей, тем выше оценивается стенд. Во-вторых, свои суда спортсмены могут «испытывать» на скорость и устойчивость на курсе

При этом чем прямее плывёт модель, тем больше баллов получает её создатель. Для этого нужно, чтобы корабль был правильно настроен

Во-вторых, свои суда спортсмены могут «испытывать» на скорость и устойчивость на курсе. При этом чем прямее плывёт модель, тем больше баллов получает её создатель. Для этого нужно, чтобы корабль был правильно настроен.

В-третьих, участники могут отправить свои суда выполнять фигуры за время. Многократно уменьшенный в размерах корабль должен пройти дистанцию в виде треугольника в соответствии с правилами, при этом не наваливаясь на буи и не проходя мимо «ворот» (двух буёв). Участникам даётся 100 баллов. Если модель, к примеру, где-то врезалась в препятствие, строгие судьи отнимают несколько очков. В итоге побеждает тот, кто сохранит наибольшее количество баллов.

Судна участвуют в настоящих соревнованиях! Фото: АиФ/ Анна Городкова

Судомоделисты могут принять участие в интереснейших командных состязаниях. Здесь фантазия организаторов может вволю разгуляться. Один из сценариев такой: к нефтяной вышке, стоящей на акватории, подходит работать нефтеналивное судно.

По сценарию «Учения МЧС» в это время рядом «подкрадывается» диверсионное судно с террористами на борту. Он минирует вышку и отплывает. Однако его засекает патрульный катер, начинает преследовать и стрелять ракетами.

Пульт управления судами. Фото: АиФ/ Анна Городкова

Злодеи взрываются, но успевают и взорвать вышку. Вышка загорается, в воду падают цистерны с нефтью, моментально образовывая вредное масляное пятно. Что-то нужно делать!

В это время команда судомоделистов начинает управлять двумя судами, которые должны потушить пожар, поставить боны вокруг пятна и подобрать бочки. Сделать это нужно не только вовремя, но и так, как это написано в программе спасения

Выходит, важно иметь не только «золотые» руки, но и живой ум и теоретические знания

Копии можно изготовлять как по прототипам, так и на основе собственной фантазии. Фото: АиФ/ Анна Городкова

Спортивная классификация радиоуправляемых автомоделей

Классификация шоссейных моделей:

РЦА, РЦБ
– модели-копии с электрическим двигателем для соревнований на трассе слалома.

РЦЕ-12
– модели масштаба 1/12 с электрическим двигателем для групповых гонок в закрытых помещениях.

РЦЕ-10
– модели масштаба 1/10 с электрическим двигателем для групповых гонок на открытом воздухе, с приводом на одну ось

ДТМ (TC-10)
– модели-полукопии масштаба 1/10 с электрическим двигателем для групповых гонок.

ДТМ-нитро
– модели-полукопии масштаба 1/10 с двигателем внутреннего сгорания до 2,5 см³ для групповых гонок.

Модели к старту готовы

Классификация багги:

Багги 2WD
– модели масштаба 1/10 с электрическим двигателем для групповых гонок по пересеченной местности, с приводом на одну ось(заднюю). Тип двигателя строго зафиксирован. Используются только двигатели имеющие 27 витков и угол опережения щеточного узла в 17°

Багги 4WD
– модели масштаба 1/10 с электрическим двигателем для групповых гонок по пересеченной местности, с полным приводом. Тип двигателя такой же, как и у Багги 2WD

Багги 8Д (B8)
– модели масштаба 1/8 с калильным, одноцилиндровым двухтактным двигателем внутреннего сгорания объёмом до 3,5 см³.Объём топливного бака не более 125 см³, или штатно установленным объёмом на шасси.Односкоростная трансмиссия.Допускается корпус только стиля багги.Задний ход должен быть отключен.Управляемых колёс – 2.

Mini-Z
– масштаб 1/28 – групповые гонки в закрытых помещениях. Один из самых миниатюрных классов.

Класс модели определяет основные технические требования, но он может делиться на подклассы с разным составом участников и более детальным регламентом, касающимся в основном характеристик двигателя. Пример деления класса ДТМ-Э:

ДТМ-Стандарт – допускается использование только стандартного электродвигателя с закрытым щеточным узлом. Зачастую жестко регламентирован тип или максимальная емкость батареи, есть и другие ограничения, направленные на снижение стоимости участия. Это класс для начинающих спортсменов, профессионалы не могут участвовать. По достижении определённого количества побед/призовых мест участник может переходить в следующий класс.

ДТМ-Сток – используется электродвигатель класса Stock с 27-ю витками и зафиксированным углом опережения 24°. Щеточный узел открытый, мотор можно обслуживать.

ДТМ-Модифид – нет ограничений по количеству витков двигателя.

ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ

Соревнования являются важным, итоговым этапом всей работы судомоделистов. Поэтому к их подготовке и проведению надо относиться со всей серьезностью. Прежде всего организацией, отвечающей за проведение соревнований, создается организационный комитет, который занимается их подготовкой и обеспечением.

День открытия соревнований — это своего рода праздник, его надо широко популяризировать с помощью афиш, местных газет, радио и телевидения.

Место проведения красочно оформляется плакатами, лозунгами, призывами и фотовитринами. Организуется выставка моделей кораблей и судов.

Открытие соревнований осуществляется торжественным подъемом флага, а закрытие — торжественным  вручением  призов  и дипломов. Все эти мероприятия, как правило, сопровождаются маршевой музыкой.

Старты для запуска самоходных, скоростных, радиоуправляемых моделей и моделей подводных лодок должны оборудоваться на акватории, не имеющей течения и защищенной от ветров. Запуск моделей яхт, наоборот, осуществляется на открытой воде, с хорошими и ровными ветрами.

Глубина водоема для запусков моделей подводных лодок подбирается — 3—4 м; для запусков остальных моделей — не менее 0,5 м. Дно водоема должно быть очищено от водорослей, а поверхность — от плавающих предметов.

Акватория оборудуется для одновременного запуска моделей не менее чем трех-четырех классов. В непосредственной близости от места проведения соревнований должны находиться помещения для хранения и ремонта моделей. Если специальных помещений нет, то необходимо установить для каждой команды палатку. В помещении или перед палаткой размещают верстаки и к ним подводят электропитание для паяльников и зарядки аккумуляторов.

Спортивная классификация радиоуправляемых автомоделей

Классификация шоссейных моделей:

РЦА, РЦБ
– модели-копии с электрическим двигателем для соревнований на трассе слалома.

РЦЕ-12
– модели масштаба 1/12 с электрическим двигателем для групповых гонок в закрытых помещениях.

РЦЕ-10
– модели масштаба 1/10 с электрическим двигателем для групповых гонок на открытом воздухе, с приводом на одну ось

ДТМ (TC-10)
– модели-полукопии масштаба 1/10 с электрическим двигателем для групповых гонок.

ДТМ-нитро
– модели-полукопии масштаба 1/10 с двигателем внутреннего сгорания до 2,5 см³ для групповых гонок.

Модели к старту готовы

Классификация багги:

Багги 2WD
– модели масштаба 1/10 с электрическим двигателем для групповых гонок по пересеченной местности, с приводом на одну ось(заднюю). Тип двигателя строго зафиксирован. Используются только двигатели имеющие 27 витков и угол опережения щеточного узла в 17°

Багги 4WD
– модели масштаба 1/10 с электрическим двигателем для групповых гонок по пересеченной местности, с полным приводом. Тип двигателя такой же, как и у Багги 2WD

Багги 8Д (B8)
– модели масштаба 1/8 с калильным, одноцилиндровым двухтактным двигателем внутреннего сгорания объёмом до 3,5 см³.Объём топливного бака не более 125 см³, или штатно установленным объёмом на шасси.Односкоростная трансмиссия.Допускается корпус только стиля багги.Задний ход должен быть отключен.Управляемых колёс – 2.

Mini-Z
– масштаб 1/28 – групповые гонки в закрытых помещениях. Один из самых миниатюрных классов.

Класс модели определяет основные технические требования, но он может делиться на подклассы с разным составом участников и более детальным регламентом, касающимся в основном характеристик двигателя. Пример деления класса ДТМ-Э:

ДТМ-Стандарт – допускается использование только стандартного электродвигателя с закрытым щеточным узлом. Зачастую жестко регламентирован тип или максимальная емкость батареи, есть и другие ограничения, направленные на снижение стоимости участия. Это класс для начинающих спортсменов, профессионалы не могут участвовать. По достижении определённого количества побед/призовых мест участник может переходить в следующий класс.

ДТМ-Сток – используется электродвигатель класса Stock с 27-ю витками и зафиксированным углом опережения 24°. Щеточный узел открытый, мотор можно обслуживать.

ДТМ-Модифид – нет ограничений по количеству витков двигателя.

Какие бывают автомодельные соревнования?

Как и различных технических видах спорта, все участники соревнований должны будут выполнять определенные действия, в результате которых будет определен победитель.

Основная задача участников, управлять своими моделями машин таким образом, чтобы первым достигнуть финиша. При этом, управление может осуществляться с использованием радиосвязи или иных дистанционных способов.

На сегодняшний день, соревнования проходят между следующими типами автомобилей:

  • кордовыми;
  • радиоуправляемыми;
  • трассовыми.

При этом спортивная классификация моделей машин будет включать следующие категории гонок:

(function(w, d, n, s, t) {
w = w || ;
w.push(function() {
Ya.Context.AdvManager.render({
blockId: “R-A-329917-2”,
renderTo: “yandex_rtb_R-A-329917-2”,
async: true
});
});
t = d.getElementsByTagName(“script”);
s = d.createElement(“script”);
s.type = “text/javascript”;
s.src = “//an.yandex.ru/system/context.js”;
s.async = true;
t.parentNode.insertBefore(s, t);
})(this, this.document, “yandexContextAsyncCallbacks”);

  • шоссейные

    – в которых участвуют модели, оснащенные специальными электродвигателями, предназначенными для слалома, электродвигателем, предназначенным для гонок в специально подготовленных помещениях, оснащенные двигателем ДТМ-нитро;
  • багги

    – модели класса 2WD – оснащенные электродвигателем с задним приводов. Модели класса 4WD – имеющие полный привод. Имеющие ДВС объем которого составляет до 3,5 см3. Mini-Z – модель, предназначенная для гонок внутри помещений;
  • трассовые модели

    , которые перемещаются по специальным рельсам;
  • разнообразные класса кордовых моделей

    .

Итоги

Теперь вам известно, о таком виде соревнований, как автомодельный спорт что это,
какие требования и что нужно знать о них.

(function(w, d, n, s, t) {
w = w || ;
w.push(function() {
Ya.Context.AdvManager.render({
blockId: “R-A-329917-3”,
renderTo: “yandex_rtb_R-A-329917-3”,
async: true
});
});
t = d.getElementsByTagName(“script”);
s = d.createElement(“script”);
s.type = “text/javascript”;
s.src = “//an.yandex.ru/system/context.js”;
s.async = true;
t.parentNode.insertBefore(s, t);
})(this, this.document, “yandexContextAsyncCallbacks”);

Автомодельный спорт

Идут соревнования

Автомодельный спорт
– технический вид спорта, в котором спортсмены управляют самоходными моделями автомобилей с помощью радиосвязи или другими методами. В соревнованиях моделей управляемых с помощью радиосвязи – международной управляющей организацией выступает Международная федерация автомодельного спорта (IFMAR) , под эгидой IFMAR начиная с 1977 года раз в 2 года проводятся чемпионаты мира, на которых наибольших успехов добивались спортсмены Италии , Германии , СССР , США , Японии , Великобритании .

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий