Инструктаж на рафтинге

История водного туризма в России

В послевоенные годы отрасль начала активно развиваться, причём как плановая, так и самодеятельная. Водный туризм – это исключительно советский феномен.

Период «оттепели»

В 60-е годы, период так называемой «оттепели», поездки «за туманом и за запахом тайги» стали особенно популярными. В то время появилось много талантливых бардов, чьи песни до сих пор звучат у костра. Ну и легендарная каркасная байдарка «Таймень», которая долго оставалась королевой туризма. С ее помощью советские водники принялись активно осваивать реки, которых в Союзе было предостаточно: от простых лесных речушек, характерных для равнинной части страны, до грозных ревущих потоков, прорезающих извилистый путь в горных отрогах.

Эпоха катамаранов

Сложные маршруты представляли немалый интерес, но для байдарок всё же были непроходимы, и в 70-е годы появился первый спортивный катамаран. Его создатель – москвич Сергей Папуш. Судно прошло испытания сложнейшими реками Советского Союза и показало себя только с лучшей стороны. Первоначальная конструкция с тех пор претерпела множество изменений и сейчас катамаран является, пожалуй, самым любимым средством для сплавов в нашей стране. Идея Папуша получила развитие во всех направлениях.

Зарубежные аналоги наших байдарок и катамаранов – каяк и рафт. Каяки у нас появились немного позже рафтов. Суда постепенно начали осваиваться, правда, с различным успехом. Дело в том, что ниша маломерной спортивной лодки до появления каяка не была занята: пластиковая одноместная лодка, в отличие от каркасной байдарки, позволяет опытному спортсмену проходить даже довольно трудные пороги.

С рафтом ситуация оказалась немного сложнее – ниша тоннажного многоместного плавсредства оказалась занята катамараном. Разборное судно отлично подходило для транспортировки и хорошо вело себя на любой воде, к тому же многие научились шить их самостоятельно. Коммерческих у нас поначалу попросту не было, и рафты появлялись лишь на соревнованиях.

Современный водный туризм

После распада СССР для отрасли настал переломный момент. Он лишился финансирования со стороны государства, многие кружки и секции закрылись, а их участникам пришлось на время отложить регулярные походы и бороться с трудностями 90-х.

Однако, у медали была и обратная сторона: самые изобретательные научились самостоятельно шить катамараны и байдарки из подручных средств, даже из тентов грузовиков, изменяя и совершенствуя существующие конструкции.

Стал доступен опыт зарубежных коллег, появилось новое снаряжение и материалы, поэтому, как только кризисный период миновал, водный туризм в России начал быстро развиваться. Появилось новое поколение водников, выросшее на традициях старой школы с её походами и спортивностью, но вносящее в них современные мотивы, такие как соревнования, использование нового снаряжения и судов.

Нужна программа

Для мероприятия, проводящегося на постоянной основе, каким является вводный инструктаж, нужна разработанная и утвержденная руководством организации программа. Ее может создать как специалист по охране труда, так и сторонняя организация, выполняющая подобные функции. В программе обязательно должна содержаться следующая информация:

  • краткое содержание инструктажа;
  • подробная расшифровка каждого пункта;
  • кто будет проводить данный вид инструктажа;
  • на основании какого именно документа;
  • сроки проведения.

Утверждение программы

Производится руководителем или начальником службы охраны труда, если такая имеется на предприятии. Для утверждения издается приказ по организации, номер которого обозначается на титульном листе программы, а также скрепляется личной подписью того, кто произвел утверждение, ставится печать.

ВАЖНО! В некоторых случаях программа вводного инструктажа требует согласования с профсоюзом или конкретными специалистами

Примерный перечень пунктов вводного инструктажа по ОТ

ГОСТ 12.0.004-90 в приложении 3 приводит примерные вопросы, которые обязательно должны быть освещены при вводном инструктаже. В программе каждый пункт следует расписать подробно, желательно в виде готового текста. Приведем примерные «опоры», которые помогут в составлении такого текста.

  1. Общая информация о предприятии.
  2. Специфика деятельности.
  3. Важные моменты законодательства, касающиеся охраны труда:
    • что зафиксировано в трудовом договоре;
    • режим труда и отдыха;
    • особенности работы несовершеннолетних;
    • как охраняется женский труд;
    • положенные компенсации и льготы.
  4. Внутренний распорядок и ответственность в случае нарушений.
  5. Как вести себя на территории, а также других помещениях, принадлежащих организации.
  6. Где расположены все важные объекты на предприятии.
  7. Какие факторы могут навредить или представить опасность.
  8. Что и как именно применяется для профилактики несчастных случаев:
    • средства защиты (коллективные и индивидуальные);
    • предупреждающие знаки;
    • сигнализация и пр.
  9. Требования к санитарии и личной гигиене в процессе труда.
  10. Разбор уже имевших место аварий и несчастных случаев.
  11. Противопожарная безопасность. Порядок действий персонала.
  12. Что предпринимать, если несчастный случай все же произошел.
  13. Как помочь тем, кто пострадал.
  14. Как в данной организации оформляются и расследуются чрезвычайные ситуации.

ВНИМАНИЕ! Многие профессиональные сайты в сети Интернет предоставляют шаблоны программ, которые легко адаптировать под конкретные организации

Мокрый комплект

Одежда, в которой вам предстоит плыть, непременно намокнет. Она должна быть либо непромокаемой, либо быстросохнущей. Натуральные ткани, вроде коттона, для этой цели не подходят. Джинсы, в которых удобно отдыхать и работать на берегу, на рафте быстро намокают, холодят тело и очень долго сохнут.

Проверенный эконом-вариант – лёгкая синтетика. Весной и осенью, в прохладную погоду надевают:

  • спортивные штаны и кофту из флиса или любой другой синтетической лёгкой ткани;
  • под кофту – тонкую футболку или гольф;
  • поверх всего – влагозащитные противобрызговые куртку и штаны, пошитые из мембранной ткани.

В летний зной обычно обходятся плавками или шортами и футболкой.

Для защиты от солнца и от ветра нужен головной убор. Весной и осенью это шапка, закрывающая уши, летом – шляпа, кепка, панама или бандана. Чтобы вашу шляпу в ветреную погоду не унесло вне пределов досягаемости, пришейте к ней резинку.

Носки – обязательная часть гардероба сплавщика, есть два возможных варианта: тонкие хлопчатобумажные или непромокаемые неопреновые. На рафт желательно одевать термобельё из полипропилена, оно прекрасно сохраняет тепло и почти не промокает. Высокая цена такого белья оправдывается комфортом, который получает его владелец.

Негласные социальные нормы, которые, по мнению многих людей, мы должны соблюдать в обществе.

Жизнь — не только череда предсказуемых событий и приятных сюрпризов, но и выполнение обязательств перед остальными людьми. Мы же не одинокие герои, а общественные существа, поэтому волей-неволей вырабатываем множество правил поведения. Некоторые из них записаны в кодексах и инструкциях, а другие нигде не фиксируются, но их стараются придерживаться все разумные жители планеты, чтобы не доставлять другим неудобств своим поведением.

Как же порой раздражают другие люди! Как сделать так, чтобы окружающие сделались милыми и дружелюбными — чтобы прохожие не бросали нам под ноги обертки от своей еды, не орали над ухом, держали дистанцию и не лезли с советами? А сколько неприятных привычек у наших друзей и знакомых — их тоже хотелось бы перевоспитать. Недавно эту проблему подняли на сайте Reddit, где можно задать вопрос и запустить дискуссию.

Один из пользователей сайта Reddit решил выяснить, какими жизненными маяками пользуются другие люди и как стоит себя вести. Он попросил пользователей назвать одно «неписаное правило», которое, по вашему мнению, каждый должен знать и соблюдать». Пришла целая лавина откликов, в которых читатели ответили на вопрос, исходя из своего опыта и здравого смысла.

1Gai.Ru изучила наиболее популярные из них, собрав для вас одни из самых полезных правил жизни. Нам стоило бы прислушаться к ним и постараться соблюдать эти несложные пункты, облегчающие существование среди себе подобных.

Рафтинг для новичка

Рафтинг совмещает в себе и экстрим и драйв и общение с водной стихией, дает новые эмоции и возможность испытать себя. Не каждый решится попробовать себя в роли покорителя реки, но если следовать нескольким несложным правилам, приключение станет не таким опасным, как казалось вначале.

Итак, что же нужно, чтоб рафтинг прошел интересно и безопасно? Без чего невозможен рафтинг, так это без снаряжения и экипировки, все необходимое предоставляет фирма организующая сплав.

При себе нужно иметь только сменную одежду и обувь, а также прекрасное настроение и готовность к приключениям. Есть различные маршруты с разными уровнями сложностями. Чем больше на пути встречается препятствий, тем сложней будет сплав, соответственно выше должна быть подготовка.

Уровни сложности

Рафтинг бывает 6-и уровней сложности:

на первом уровне будет медленное течение с небольшими волнами, без препятствий.

На втором уровне уже добавятся препятствия в виде камней или порогов. В таком рафтинге могут участвовать все желающие, а также дети от 12 лет, в обязательном сопровождении взрослых.

На третьем уровне появится обратное течение, заносящее рафт. Для этого маршрута необходимы навыки лавирования в волнах, на третьем уровне новичкам еще можно пощекотать нервы, но дальше, во избежание травм, путь закрыт.

На четвертом уровне течение будет мощным и интенсивным, но еще предсказуемым. В таком сплаве могут принять участие только опытные рафтеры.

При пятом уровне течение будет стремительное, обратное течение и воронки также не дадут скучать.

Шестой уровень для отчаяных экстремалов. Вся мощь реки обружится на рафт, сбрасывая его в водопады, и подбрасывая неожиданные опасности. Для участия в таком “заплыве” необходимо иметь очень хорошую физическую форму, большой опыт в рафтинге, и подготовленный для такого течения рафт.

Безопасность

Для новичка необходимо помнить что ”береженого Бог бережет” и технику безопасности никто не отменял. И в первый свой сплав отправляться вместе с инструктором, и в полном обмундировании. Обязательно необходимо зафиксировать ноги в специальном креплении, это поможет не выпасть даже при сильном течении. Безусловно рафтинг считается командным мероприятием.

Немаловажно беспрекословно слушать и выполнять команды инструктора, тогда весь экипаж получит удовольствие от приключения и избежит возможных травм. Несоблюдение правил безопасности при рафтинге может привести к серьезным проблемам от переохлаждения до переломов, поэтому стоит внимательно слушать инструктаж, и выбирать маршрут согласно физическим возможностям. Несоблюдение правил безопасности при рафтинге может привести к серьезным проблемам от переохлаждения до переломов, поэтому стоит внимательно слушать инструктаж, и выбирать маршрут согласно физическим возможностям

Несоблюдение правил безопасности при рафтинге может привести к серьезным проблемам от переохлаждения до переломов, поэтому стоит внимательно слушать инструктаж, и выбирать маршрут согласно физическим возможностям.

Ну и не стоит забывать, что это в первую очередь отдых, поэтому если вы возьмете с собой GoPro, то потом будет что пересмотреть и показать друзьям. Удачного активного отдыха!

Кто может быть инструктором

Это важный вопрос, который нужно решить работодателю, прежде чем издавать приказ о вводном инструктаже. Люди, могущие проводить такое обучение, определены п. 7.8 ГОСТа 12.0.004-90. К ним могут относиться:

  • подготовленный специалист – инженер по охране труда;
  • опытный работник, избранный для этой цели руководством;
  • сам начальник или его представитель;
  • представитель аккредитованной организации, занимающейся охраной труда;
  • мастер, преподаватель, прораб, начальник структурного подразделения и т.п.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Ответственность инструктора, выбранного для проведения вводного инструктажа, закрепляется в приказе руководства

Техника безопасности поведения на воде

  1. Каска и спасательный жилет не снимать во время всего спуска.
  2. Весло держать крепко держать руками: одной рукой на 20 см выше лопасти, другой – на рукоятке.
  3. Хвататься за веревку для предотвращения выброса за борт во время удара о камни или наклоне лодки.
  4. Если все-таки упали в воду, делайте пару больших гребков, чтобы ухватиться за веревку и залезть в рафт. В том случае, если до лодки далеко, попутчики протягивают конец весла и подтягивают пострадавшего к лодке.
  5. Для возвращения человека в рафт надо взять его за жилет, повернуть лицом к себе и втащить в лодку.
  6. При попадании туриста в течение порога нужно плыть на спине, выпрямив ноги вперед по течению, чтобы ногами отталкиваться от скал или камней.

Техника безопасности в горах

Путешествие в горах может быть не менее опасно для туристов. Особенно, если дело касается скалистых гор, либо зимнего периода. Правила безопасности при походе в горах следующие:

  • Нельзя громко кричать, стрелять или петь. Любой шум может вызвать лавину, либо камнепад.
  • Туристы должны строго контролировать, куда и как они наступают.
  • Постоянно смотреть под ноги, и идти только по тропинке.
  • Подниматься в месте осыпания камней, а также травянистой местности, можно только максимально близко друг к другу.

Горный маршруты опасны из-за высоты, а также возможных лавин и камнепадов

Туристам стоит крайне осторожно относиться к этому, так как при сходе лавины турист не сумеет набрать нужную скорость, чтобы убежать от спускающегося с высоты снега

Нарушение правил поведения на митинге

Чтобы свести к минимуму риск для Вашего здоровья и жизни, соблюдайте осторожность, учитесь соотносить свое поведение с конкретными жизненными обстоятельствами и правилами личной безопасности (рисунок 4). Советуем Вам ознакомиться с моментами, которые запрещены участнику митинга:. Советуем Вам ознакомиться с моментами, которые запрещены участнику митинга:

Советуем Вам ознакомиться с моментами, которые запрещены участнику митинга:

  1. Оскорблять честь и достоинство других людей выкриками или иными действиями, совершать действия, нарушающие общественный порядок;
  2. Разжигать расовую, социальную, национальную, религиозную ненависть и вражду.
  3. Проносить огнестрельное и холодное оружие, а также запрещенные к обороту предметы и вещества, которые могут быть использованы для нанесения телесных повреждений. Кроме того, запрещены алкоголь и пиво, напитки и продукция в стеклянной таре, большие свертки, чемоданы и сумки.
  4. Выбрасывать какие-либо предметы на сцену, трибуну и другие места выступлений участников массового мероприятия, повреждать оборудование, элементы оформления сооружений и зеленые насаждения.
  5. Появляться в пьяном виде или распивать спиртные напитки в общественном месте.
  6. Создавать помехи передвижению участников мероприятия и транспорта, взбираться на предметы и другие сооружения, не предназначенные для размещения на них людей.

Рисунок 4. Нарушение основных правил чревато проблемами с законом

Участники манифестаций, нарушающие правила поведения, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством в виде системы штрафов или административного ареста (в зависимости от вида правонарушения) в соответствии со статьями КоАП РФ.

Больше информации о безопасном поведении на митинге вы сможете узнать из видео.

Поделиться

20

16.09.2022 12 074

Что взять на рафтинг?

Готовясь к сплаву, нужно не только заказать тур и договориться с инструктором

Важно правильно собрать багаж, взять всё необходимое и позаботиться о безопасности. Ведь нужно помнить, что рафтинг по реке — это холодная вода, резкие повороты, риск выпасть из лодки и некий уровень травматизма. В стандартном списке необходимых вещей для рафтинга числятся: спальный мешок, водонепроницаемые куртка и штаны, тёплая одежда на смену, дождевик, несколько пар шерстяных носков

В стандартном списке необходимых вещей для рафтинга числятся: спальный мешок, водонепроницаемые куртка и штаны, тёплая одежда на смену, дождевик, несколько пар шерстяных носков.

Что касается безопасности, то обычно всё для сплава предлагают туроператоры или компании, которые организовывают сплавы. Но если вы не особенно доверяете или просто хотите иметь свой инвентарь, то прикупите несколько жизненно важных вещей. Во-первых, это спасательный жилет, который будет плотно прилегать к телу, но не станет сковывать ваши движения во время гребли или попытки взобраться обратно на рафт. Во-вторых, необходим шлем, он защитит вас от возможных ударов об воду, камни или попросту о лопасти вёсел соседей по лодке. В специализированных магазинах вам предложат широкий выбор пластиковых касок специально для сплавов по горным рекам.

Проходим инструктаж по ТБ

Каски и спасательные жилеты путешественников обязательно должны прилегать к телу в соответствии с фигурой и формой головы. Снятие этих вещей запрещено на всё время прохождения по воде. Для своей безопасности нельзя снимать экипировку даже в тех случаях, когда происходит анализ препятствий с суши или просто переход по суше.
Гребное весло нужно всегда держать в правильном положении: одна кисть лежит на рукоятке, второй необходимо держать ручку вёсла в десяти сантиметрах от лопасти. В противном случае есть вероятность нанесения травмы напротив сидящему человеку.
В рафте очень важна правильная посадка. Сидеть нужно не на внутренних банках, а на бортах. Именно в таком положении можно грести сильно и эффективно. Если путешественник всё же сидит на внутренней части рафта, то преодоление препятствий может быть затруднено или же может возникнуть аварийная ситуация.
Для индивидуальной безопасности большое значение имеет закрепление ног. В верном положении одна нога должна быть закреплена под передней банкой, вторая нога — под задней.
Если вдруг произошёл удар лодки о камни или же она сильно накренилась, то тут же нужно сильно хвататься за бечёвку, чтобы избежать вылета. При неудачном стечении обстоятельств, если всё же вылет из лодки произошёл, нужно сделать пару мощных гребков, схватиться за боковину судна и попытаться вновь взобраться в рафт
Если выброс произошёл на несколько метров от судна, то тут могут помочь только товарищи, выбросив дальше верёвку или подав весло.
В ситуации, когда необходимо забросить человека из воды в лодку, нужно тело человека повернуть лицом к себе, в плечевом поясе схватить крепко жилет и с помощью собственного веса забросить человека в судно.
Если путешественник в какой-то момент оказался на дальнем расстоянии от рафта в воде и его достать веслом нет возможности, проводник обычно бросает спасательную бечёвку, изначально обратив на себя внимание свистом или криком. Останется только схватиться за эту бечёвку и сильно держаться обеими руками, перевернувшись на спину
В таком положении гораздо легче вытаскивать оказавшегося за бортом человека.
Большое значение имеют умения и навыки прохождения порогов. Пороги преодолевают зачастую самосплавом, но иногда и кролем. Нахождение в позиции самосплава — это пребывание на воде в позиции на спине и плывя ногами вперёд по течению

Для безопасности очень важно, чтобы ноги всегда были на поверхности воды. Когда на пути будут появляться камни, ногами можно легко оттолкнуться от них и продолжить путь

Второй способ преодоления порогов — проплывание их кролем. Этим стилем преодолеваются относительно спокойные участки рек с небольшими порогами. Также кролем обычно доплывают до берега, мощно работать руками и ногами, взяв курс к берегу под углом в 60–70 градусов против течения.
Бывают моменты, когда человек оказывается в бочке, то есть в устойчиво циркулирующей воде. Выбираться из такой ситуации весьма непросто для неподготовленного туриста. В любом случае необходимо иметь в виду несколько правил. Нужно попытаться сгруппироваться, поджать ноги, схватив их руками. Вначале в таком положении может начать тянуть на дно. Но затем мощные водяные потоки подхватывают сгруппированное тело и выбрасывают его за пределы бочки. Нужно тут же попытаться сильными гребками рук отплыть от бочки, чтобы вновь не угодить туда. Но в случае когда бочка очень большая, нужно быстрым кролем плыть прямо в слив, где поток воды тело отправит ко дну и затем потоком вынесет за пределы водного препятствия.
При попадании под рафт паниковать не стоит. Пробивание дна головой будет также неверным решением. Нужно просто попытаться оттолкнуть ногами дно рафта и поплыть в сторону потока. Таким способом можно быстро выбраться из-под судна.
Если по какой-то причине произошёл переворот рафта, нужно попытаться найти бечёвку и ухватиться за неё. Даже в перевёрнутом положении рафт отлично движется по течению. Благодаря конструкции корпуса судна при перевороте образовываются воздушные камеры. Но долго в них находиться невозможно. Рафт по кругу обмотан верёвкой, за которую нужно схватиться и вытащить своё тело на поверхность. Проводник в подобной ситуации забирается на перевёрнутый рафт и за специальный карабин переворачивает его в нужное положение.
В любом случае, независимо от ситуации, нужно попытаться не выпустить весло, так как впереди может ожидать множество порогов и водных преград.

Ошибки, которые приводят к экстремальным ситуациям

Следующие ошибки, игнорирование мер предосторожности могут привести к экстремальным ситуациям:

  • Неумение ориентироваться. Минимум, что нужно в походе – умение пользоваться компасом, GPS-навигатором, определять стороны света по солнцу.
  • Игнорирование проверки снаряжения. Ее нужно проводить дома.
  • Лишние вещи.
  • Недоверие к прогнозу погоды.
  • Неудобная обувь, приводящая к потертостям.
  • Плохое место для палатки.
  • Промокший спальный мешок. Его нужно беречь от влаги.
  • Разжигание горелки в палатке.
  • Не заботиться о запасах воды.
  • Не беречь стоянку от диких животных.
  • Плохое планирование маршрута.

Распространенные ошибки начинающих туристов

Поход – это романтика, положительные эмоции, наслаждение дикой природой, общением. Чтобы он был удачным, необходимо тщательно соблюдать правила техники безопасности. Игнорирование их может привести к трагическим последствиям.

Подготовка и инструктаж

Перед рафтингом нас привезли на инструктаж в какой-то странный кемпинг. Вокруг дома, замысловатые многоуровневые лавочки и куча байдарок. Я несколько раз сплавлялся по маленьким речкам в Турции, остальные члены нашей группы, кроме Сергея Доли, рафтингом никогда не занимались. Инструктаж казался формальным, мы сидели и скучали. Никто не представлял, какой коварной может быть Замбези.

Первое, что нас насторожило — это требование убрать все личные вещи в специальные ящики. Их погрузили в автомобиль, который отправился на финишную точку. Зная, что в Африке много малоимущих людей, все члены нашей команды сразу напряглись. Никто не хотел прощаться с деньгами, фотоаппаратами, ноутбуками и айпадами.

В путь

К реке вела получасовая тропа по горной местности. Мы шли по ориентирам, нарисованным баллончиком на скалах. В пути встречались веревки, уступы, камни. Трудный маршрут, который вряд ли преодолели бы люди в возрасте. Наши африканские гиды, конечно же, не предупредили нас ни о сложностях, ни о том, что с собой было бы неплохо взять комфортную обувь, из чего мы сделали вывод, что впереди у нас еще будут неожиданные приключения.

Перед сплавом нас ждал очередной получасовой ликбез. Инструктор еще раз объяснил нам технику безопасности, а потом попросил всех выпрыгнуть за борт. Народ воспринял призыв без энтузиазма. Мы знали, что в Замбези водятся трехметровые аллигаторы, и никто не хотел стать десертом для прожорливых рептилий. Но инструктор заверил, что крокодилов здесь нет. Он сказал, что плот может легко перевернуться на пороге, и мы должны знать, как в этом случае действовать. Пришлось подчиниться и только после этого отправляться в путь.

Наиболее популярный маршрут на реке Замбези насчитывает 24 порога. Первые три, которые считаются очень опасными, были покорены лишь самыми отчаянными ребятами. Участок с 4-го по 12-й порог доступен для туристического и коммерческого рафтинга, за исключением 9-го порога, который принято обходить по суше.

Нас посадили в рафт для новичков. Сзади расположился «капитан», корректировавший движение с помощью регулирующих весел. Нашей задачей было грести до последнего, чтобы плот был максимально управляемым. Главное правило сплава — чем выше скорость по течению, тем более управляемым становится рафт.

Первыми всегда сидят самые сильные и опытные гребцы, которые задают темп остальным. Изначально у нас в переднюю часть попали Максим и Сергей, но после нескольких порогов я замучил Максима просьбами уступить мне место, и мы поменялись.

К шлему нашего инструктора прикреплена камера GoPro. После инцидента, который будет описан далее, мы очень надеялись, что обязательно сможем посмотреть, как это выглядело его глазами. Но не тут-то было! Наш загорелый капитан оказался недалеким парнем, и вместо того, чтобы включать камеру, он ее выключал, и наоборот. К сожалению, никакого видео не сохранилось, а жаль. Из него можно было бы смонтировать крутой ролик!

Вошли в контакт со стихией. Нос рафта подбросило, и я изо всех сил старался удержаться, чтобы не упасть на тех, кто был сзади.

Таких жестких приключений на воде у меня еще не было. Речки в Турции не идут ни в какое сравнение с порогами Замбези.

Волна в лицо — очень болезненный душ. Ощущение, что тебя поливают из гидранта. Водички Замбези я напился на всю оставшуюся жизнь.

В среднем мы проходили каждый порог не дольше, чем за минуту, но эти шестьдесят секунд, казалось, тянулись целую вечность. В водовороте ты ничего не можешь сделать, здесь все контролирует стихия. Повинуясь ей, ты летишь от камня к камню, от волны к волне, от порога к порогу.

Сзади нас на байдарках сопровождали несколько инструкторов, которые должны были прийти на помощь в случае ЧП или потери весла.

После бурных порогов начиналась тихая вода. Спокойные участки были протяженностью в 5-7 минут, поэтому мы успевали немного отдохнуть. Правда, нас несколько раз сильно напугали. Над каньоном устраивают вертолетные экскурсии. Сумасшедшие австралийские пилоты любят пощекотать нервы своим пассажирам, пролетая в пяти метрах над водой. Мы тоже летали на одном из таких вертолётов — как это было, я расскажу в отельном посте.

  • Выжил на пороге — дай пять веслом!

Опасность

Незадолго до окончания дистанции наш инструктор предупредил, что впереди ждет порог пятой категории. Туристам без подготовки туда лучше не соваться. Пройти его можно было двумя способами: справа — через простой участок, или слева — через бурные потоки. Мы к этому моменту уже осмелели, почувствовали себя матерыми рафтерами и решили не искать легких путей. Все в один голос ответили: «слева!».

Яростно ринулись в самое «пекло». Когда мы приблизились к нему, у меня округлились глаза. Новый порог оказался куда безумнее предыдущих.

Правила поведения при встрече с медведем или другим хищным животным

Никто из туристов не застрахован от встречи с хищным зверем. Что делать, если повстречался лесной хищник:

  • Не поддаваться панике, животные чувствуют страх.
  • Не кричать и не махать руками, лучше всего замереть в одной позе.
  • Не поворачиваться к хищнику спиной.
  • Уходить от животного аккуратно пятясь назад.
  • Не смотреть медведю, или другому зверю в глаза, но при этом не выпускать его из виду.
  • Наблюдать за поведением животного, постоянно его анализировать.
  • По факту прибытия в лагерь нужно сообщить, что в окрестностях находится дикий зверь, группе в таком случае лучше удалиться.

Не поощряются попытки накормить и задобрить дикого зверя. Тогда добычей может стать сам турист.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий